Вчера на заседании правительства при рассмотрении вопроса о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) премьер Михаил Фрадков заявил о недопустимости удорожания проекта и упрекнул руководство "Транснефти" в расточительности. Впрочем, экономический эффект проекта может быть посчитан не ранее, чем будет принято окончательное решение по тарифной политике трубопровода, которое ожидается в конце года. Пока решили, что тариф будет сетевым.
Изначально планировалось, что первая очередь ВСТО обойдется "Транснефти" в 6,6 млрд долл. Однако после того как президент Владимир Путин велел перенести строительство нефтепровода дальше от озера Байкал, был сделан перерасчет. Первая очередь ВСТО оценивается уже примерно в 11 млрд долл. При этом, как отметил замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев, почти 73% из этой суммы — не собственные, а заемные средства компании. "Длина нефтепровода увеличилась на 10%, а стоимость выросла в два раза", — возмутился в ходе доклада премьер и потребовал "аккуратнее оперировать цифрами" и "исключить сюрпризы" по увеличению стоимости проекта.
Глава "Транснефти" Семен Вайншток в открытую полемику с премьером вступать не стал, зато в кулуарах Белого дома подробно расписал причины удорожания. По его словам, длина маршрута увеличилась на 23%, к тому же компании из-за отсутствия инфраструктуры придется тянуть линии электропередачи, а подрядчики из-за низкой стоимости проекта и плохих условий не хотят работать. Сейчас, по словам г-на Вайнштока, компании приходится идти "через вечную мерзлоту и через горы", так что сравнивать проекты "просто невозможно".
Министр экономического развития Герман Греф посетовал на то, что без окончательного решения по тарифам нельзя рассчитать экономический эффект проекта. В итоге в протокольном решении сроки обнародования тарифов были сдвинуты на декабрь 2007 года. Ранее Андрей Дементьев заверял, что окончательное решение будет принято в первом квартале 2008 года. По его словам, предварительную цену в 38,8 долл. за тонну можно считать "эффективной и конкурентной". В Минпромэнерго при том не исключили возможность введения сетевого тарифа на транспортировку нефти.
Сетевой тариф устанавливается Федеральной службой по тарифам в виде суммы, действующей на всем протяжении маршрута вне зависимости от его расстояния. В Минпроме посчитали, что введение этого вида тарифа принесет экономический эффект только после запуска первой очереди ВСТО. Между тем названная замминистра экономически обоснованная сумма в 38,8 долл. была заложена в проект, еще когда он стоил 6,6 млрд долл. По мнению экспертов, правительство будет вынуждено пойти на увеличение тарифа.
"Сегодня стоимость доставки тонны нефти из Тайшета в Сковородино по ЖД составляет около 70 долл., — комментирует руководитель проектов НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Константин Серебряный. — Чтобы привлечь инвестиции в нефтяную отрасль в Восточной Сибири, тарифы по перекачке нефти по ВСТО должны быть ниже". Однако и срок окупаемости нефтепровода не должен быть слишком большим. Так, при тарифах в 50 долл. за тонну первая очередь ВСТО окупиться более чем за семь лет, подсчитали эксперты.
Если тарифы будут выше, не факт, что они будут привлекательны для инвесторов, если ниже — отодвинется срок окупаемости. Г-н Серебряный не исключил варианта, при котором изначально стоимость перекачки по ВСТО будет максимально приближена к стоимости перевозки по железной дороге, или порядка 60 долл., но впоследствии, когда часть ВСТО окупится, тарифы могут и снизить.
Анастасия Самоторова
Источник "РБК-daily"
Пятница, 20 июля 2007, 16:29
|