Длящийся несколько лет конфликт вокруг "Тольяттиазота" (ТоАЗ) может наконец утихнуть этим летом. В августе пройдут очередные слушания по искам миноритарного акционера ТоАЗа - Tringal, оспаривающего итоги годового собрания акционеров предприятия. Ранее этот офшор был уличен в предоставлении подложных документов, так что, по мнению экспертов, у ТоАЗа есть шансы на победу и в этот раз. Кроме того, будет рассмотрена апелляция ООО "ТАФКО" на признание судом незаконной приватизации 6,1% акций ТоАЗа в 1996 году.
ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ) занимает шестое место в мире по производству удобрений и первое по выпуску аммиака (8% мирового рынка). В 2006 году ТоАЗ произвел 2,635 млн тонн аммиака, 407 тыс. тонн метанола, 783 тыс. тонн карбамида. Около 90% акций "Тольяттиазота", по некоторым данным, контролируется менеджерами компании. Около 9% акций принадлежит фирмам, близким к компании "Ренова" Виктора Вексельберга.
В прошлом году офшорная компания Tringal Equities Inc., владеющая 2% акций ТоАЗа, посчитала необоснованными цены экспортных поставок аммиака предприятия. Миноритарий потребовал через суд от ЗАО "Корпорация "Тольяттиазот" около 41 млн долл., и еще столько же - от восьми членов совета директоров ТоАЗа. Но недавно прокуратура Самары возбудила уголовное дело по факту представления компанией Tringal в суд фальсифицированных документов.
Как отметили РБК daily в ТоАЗе, в иске офшору было отказано, а по факту подлога возбуждено уголовное дело. Как отмечают опрошенные РБК daily юристы, если следствием будет установлено, что документы были подложными, его представители могут понести уголовную ответственность.
Впрочем, это не помешало Tringal оспорить итоги недавнего годового собрания акционеров ТоАЗа. В Tringal посчитали, что были неправильно информированы о собрании, хотя, как отмечают в ТоАЗе, на собрании представители Tringal присутствовали. Однако суд встал на сторону Tringal, хотя так и не нашел фактических нарушений, и обосновал свое решение отсутствием кворума на собрании. Но, как отмечает представитель ТоАЗа Игорь Башунов, по вопросам повестки дня собрания положительно проголосовало более 94% акционеров.
Между тем в начале августа ТоАЗу предстоит еще одна апелляция. Российско-швейцарская корпорация ТАФКО намерена обжаловать прошлогоднее решение самарского суда о признании недействительной сделки приватизации в отношении 6,1% акций ТоАЗа. Этот пакет акций предприятия государство получило в обмен на 51% в ОАО "Трансаммиак", который передало ТоАЗу. В июле 2006 года арбитражный суд Самарской области встал на сторону Росимущества, посчитавшего сделку по обмену акциями ТоАЗа и "Трансаммиака" недействительной. Реестродержателя "Трансаммиака" обязали внести запись об изменении собственника 51% акций предприятия на Российскую Федерацию. Как отмечает адвокат Валерий Еременко, решения судов в обоих случаях противоречивы и неправомерны. "Кроме того, государство никогда не было собственником 51% "Трансаммиака" и 6,1% акций ТоАЗа одновременно, - удивляется он. - А заполучить пытается оба актива".
Но незавершенность арбитражных споров не помешала продлить срок следствия по уголовным делам. Так, президент ТоАЗа Владимир Махлай и управляющий предприятием Александр Макаров были заочно обвинены в мошенничестве, отмывании средств, уклонении от уплаты налогов. Следствие настаивает на том, что они продавали аммиак по ценам ниже рыночных, скрывая при этом выручку и занижая налоговые выплаты ТоАЗа, а также похитили 6,1% акций ТоАЗа при приватизации. Следствие, которое продолжается уже два года, так и не смогло найти эксперта, который бы подтвердил "занижение цен".
Как поясняет адвокат руководителей завода г-н Замошкин, обвинение в хищении 6,1% акций ТоАЗа выглядит нонсенсом. "Ведь суды до сих пор не установили принадлежность спорного пакета акций, - говорит он. - А значит и не могло быть умысла в таких действиях". Кроме того, по мнению адвоката, неправомерны и обвинения в занижении цен, ведь заказанные следствием у неизвестных рынку ООО экспертизы цен были полностью опровергнуты государственными экспертными институтами. "При этом сам ход ведения следствия почти не оставляет сомнений в том, что его цель - оказание давления на владельцев предприятия, - говорит он. - Так, следователь пытался повлиять на ход арбитражного разбирательства, требуя у суда принять материалы уголовного дела. Кроме того, следствие постоянно пытается получить доступ к реестру акционеров ТоАЗа, требуя при этом данные не только за 1994-1996 годы, о которых идет речь в обвинениях, но и данные вплоть до сегодняшнего дня. При этом следователей не устраивают заверенные выписки, и они требуют сам реестр, что не может не наводить на тревожные мысли".
Некоторый оптимизм, по мнению адвоката, вселяет тот факт, что последний раз срок следствия был продлен всего лишь на месяц, в то время как обычно следственные органы просят продлить срок следствия на три-шесть месяцев. "Возможно, новая команда в генеральной прокуратуре, не связанная с событиями, при которых уголовное дело возбуждалось, чувствует, что дело, мягко говоря, пустое", - отмечает адвокат.
Отдел компаний
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 23 июля 2007, 14:01
|