Компания "Транснефть", управляющая российской долей в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), пока не смогла убедить своих партнеров по проекту повысить тарифы на прокачку нефти с 29 до 38 долл. за тонну. Однако накануне российская сторона добилась успеха в переговорах по другому важному для консорциума вопросу. Участники КТК одобрили предложение "Транснефти" о выпуске еврооблигаций на сумму 5 млрд долл. для погашения имеющегося долга. Тем временем КТК предъявлены очередные налоговые претензии со стороны ФНС России. Это может быть одним из средств давления на акционеров консорциума с целью добиться еще более выгодных для российской стороны тарифов на прокачку нефти, говорят эксперты.
В 2006 году объем прокачки нефти по КТК составил 31,1 млн т. Согласно проекту мощность КТК может быть увеличена до 67 млн т нефти в год, однако расширение трубы блокируется российской стороной из-за отказа других акционеров консорциума повысить расценки на прокачку нефти. Как поясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, существующие тарифы не позволяют "Транснефти" получать прибыль от проекта, однако их увеличение невыгодно компаниям, добывающим нефть в Казахстане.
Впрочем, "Транснефть" по-прежнему будет настаивать на изменении тарифов. Как сообщил РБК daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, этот вопрос планируется рассмотреть на собрании акционеров КТК в сентябре. Тогда же будут обсуждаться изменения в уставе КТК-Р. Как пояснил г-н Григорьев, устав компании на текущий момент не соответствует российскому законодательству об акционерных обществах.
На днях глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что после отказа акционеров КТК в начале июля принять предложения российской компании, они ужесточились. Сергей Григорьев в беседе с РБК daily подтвердил, что "Транснефть" будет занимать жесткую позицию по актуальным вопросам, однако отметил, что заявление г-на Вайнштока не следует трактовать как намерение "Транснефти" предложить более высокую ставку тарифа на прокачку нефти по КТК, чем 38 долл. за тонну.
Заметный прогресс наметился в вопросе о погашении долга КТК перед кредиторами, в том числе Россией и Казахстаном. По словам Сергея Григорьева, в конце прошлой недели было достигнуто принципиальное согласие по этому вопросу. Акционеры КТК проголосовали за создание рабочей группы во главе с "Транснефтью", которая до конца лета должна разработать детальную схему реструктуризации задолженности.
Тем временем Федеральная налоговая служба России предъявила КТК новые налоговые претензии на сумму порядка 7,5 млрд руб. (290 млн долл.) за 2004—2005 годы, подтвердил в пятницу представитель КТК, сообщает Bloomberg. Объем предыдущих претензий составляет 6,8 млрд руб. (2,1 млрд за 1999—2002 годы и 4,7 млрд за 2002—2003 годы). По мнению ФНС, консорциум в течение ряда лет намеренно занижал прибыль для уменьшения суммы налогов. КТК уже оспаривает предъявленные ранее налоговые требования в суде и намерен опротестовывать и новые претензии.
Михаил Крутихин полагает, что обвинения в уклонении от уплаты налогов являются средством нажима на акционеров КТК с целью принятия выгодных для российской стороны решений. Однако, по его мнению, подобная "митволизация" переговоров с акционерами КТК подтолкнет нефтяные компании, работающие в Казахстане, к более активному поиску альтернативных КТК маршрутов транспортировки добытой нефти.
КТК — единственный крупный частный нефтепровод на территории России, соединяющий месторождение Тенгиз в Казахстане с экспортным терминалом около Новороссийска. В консорциум объединены компании КТК-Р (Россия) и КТК-К (Казахстан). Государственными участниками консорциума выступают Россия (24%), Казахстан (19%) и Султанат Оман (7%). Chevron Caspian Pipeline Consortium Company принадлежит 15%, Lukarco — 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures — 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Agip Internatio-nal — 2%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures — 1,75%, Oryx Caspian Pipeline — 1,75%.
Анастасия Красинская
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 23 июля 2007, 15:31
|