Антон Струченевский, аналитик ИК "Тройка Диалог"
На мой взгляд, попытка Центробанка использовать укрепление национальной валюты в качестве антиинфляционной меры достаточно бессмысленна. Теоретически можно ожидать некоторого снижения цен на импортируемую продукцию в результате подобного рода мероприятий, но при этом надо учитывать, что укрепление национальной валюты стимулирует приток спекулятивного капитала в страну и приводит к тому, что золотовалютные резервы страны начинают быстрее расти. Соответственно, быстрее растет и денежная масса, а это, в свою очередь, нивелирует тот самый антиинфляционный эффект, связанный с удешевлением импорта. И не исключено, что этот монетарный фактор может перевесить фактор укрепления национальной валюты. В итоге конечным результатом может оказаться именно ускорение инфляции. Такая ситуация, кстати, наблюдалась в ровно год назад. Напомню также, что ускорение инфляции в этом году началось с апреля, а предшествовала ей ревальвация рубля против корзины валют в феврале, что опять пробудило спекулятивный интерес к рублевым активам. На мой взгляд, искусственное укрепление национальной валюты это не совсем правильная политика. Отмечу, что в долгосрочной перспективе укрепление рубля в реальном выражении неизбежно. Однако важны темпы укрепления рубля. На мой взгляд, 4-5% в год - это темпы, к которым российские производители смогут адаптироваться. Ускорение же укрепления национальной валюты, как это имело место в 2005-2006 гг, приводит к тому, что замедляются темпы роста в обрабатывающей промышленности, и по сути приводят к формированию "голландской болезни".
Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента Банка Москвы
Мы видим, что на темпы экономического роста укрепление национальной валюты влияет не очень сильно. Более того, в настоящее время мы наблюдаем резкое ускорение роста промпроизводства, в первую очередь в обрабатывающих отраслях, которые, казалось бы, должны наоборот страдать больше других от укрепления национальной валюты, но происходит обратное. И это заставляет предположить, что рубль еще не настолько силен, чтобы делать продукцию российских производителей неконкурентоспособной. Безусловно укрепление рубля негативно сказывается на финансовых показателях экспортеров. И здесь в первую очередь страдает нефтегазовый сектор. Металлургия в меньшей степени, потому что она все больше переориентируется на внутренний рынок России. Но у экспортеров маржа существенно сокращается. И в отчетности компаний в последнее время эта тенденция просматривалась. В то же время цены на нефть сейчас вновь вернулись к историческим максимумам и даже превышают их. Поэтому это обстоятельство во многом компенсирует издержки связанные с сильным рублем.
Валерий Пивень, начальник отдела рыночной аналитики ФК "Открытие"
С теоретической точки зрения укрепление национальной валюты плохо отражается на экономике страны, поскольку это снижает конкурентоспособность отечественных товаров. Повышается стоимость российских товаров и снижается стоимость импортной продукции, позволяя зарубежным компаниям более активно действовать на нашем рынке и получать большую прибыль. Другой вопрос в том, что в российской экономике сложилась такая ситуация, что существует достаточно четкая дифференциация между отечественной и импортной продукцией. То есть, грубо говоря, как бы рубль не укрепился, нефть за рубежом мы покупать не будем. Равно это касается и импорта, то есть мы покупаем большое количество импортного оборудования, так как отечественное машиностроение далеко не всегда удовлетворяет потребности экономики. В принципе, как мне кажется, российская экономика с этим справляется и, более того, те экономические тренды, которые наблюдались в первой половине этого года - рост производства именно обрабатывающей промышленности, а не добывающей - показывают что укрепление национальной валюты не очень сильно повредило отечественной экономике.
quote.ru
Понедельник, 23 июля 2007, 16:12
|