Имиджу газомоторного топлива как самого стабильного вида топлива по уровню цены на российском рынке нанесен серьезный удар. За последние две недели зафиксирован резкий взлет розничных цен на пропан-бутановую смесь и метан. По мнению экспертов и участников рынка, это последствия профилактического ремонта на ГПЗ "Газпрома", остановки двух ГПЗ "Сибура", а также сезонные факторы.
С момента начала продаж альтернативного топлива его стоимость росла незначительно: его производители продавали газ на 50% дешевле бензина. Таким образом основной поставщик "газового бензина" "Газпром" рассчитывал отвоевать долю топливного рынка у нефтяных компаний. Правда, пока преимущество низкой цены затмевается небольшим количеством АГЗС и нежеланием нефтяников заниматься утилизацией всего добываемого попутного нефтяного газа, лишая тем самым "Газпром" части сырья.
В течение двух последних недель спокойствие на рынке было нарушено: газомоторное топливо начало резко дорожать. По данным продавцов, с 26 июля розничные цены на СПБТ (смесь пропан-бутан техническая) в Москве и Московской области выросли на 10,5 и 19,1%, до 12 и 13 руб. за 1 л. Розничные цены на метан за тот же период выросли на 6,3 и 8,4%, до 8,6 и 8,65 руб. за 1 л.
По версии владельцев заправок, опрошенных РБК daily, тому две причины — значительное увеличение оптовых цен и дефицит данных марок альтернативного топлива на рынке, приведший к остановке работы ряда АГЗС в регионе. "Сейчас на каждой второй АГЗС в Московской области висит табличка "газа нет", — сокрушается один из владельцев АГЗС.
Производители поясняют, что дефицит спровоцирован сокращением объемов производства. "Ряд заводов "Газпрома" был остановлен на профилактический ремонт, в итоге частично дефицит спровоцирован временным лагом, необходимым для отгрузки и доставки газа конечным потребителям с начала возобновления работы", — пояснили в пресс-службе газового монополиста.
Источник в "Сибуре", занимающемся производством газа, считает, что всему виной остановка Белозерного газоперерабатывающего комплекса (ГПК) после недавней аварии и невозможность вывести на полную мощность Южно-Балыкский ГПК после ремонта. Получить официальный комментарий "Сибура" не удалось. Старший эксперт ИК "Петромаркет" Анатолий Каретников добавляет в список причин дефицита рост потребления, вызванный сезоном отпусков и разгаром сельскохозяйственных работ.
Возобновление работы заводов "Сибура" решит проблему дефицита газового топлива не полностью, считают эксперты. "С сентября компания начнет более активно поставлять топливо на экспорт. Чтобы получить скидку у РЖД на стоимость перевозки, компании необходимо отгружать около 50% произведенного топлива. С учетом внеплановой остановки двух заводов на рынок в итоге попадет меньшее количество газа", — поясняет аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
Эксперты полагают, что резкий рост цен на газомоторное топливо в течение последних недель говорит о проблемах с координацией его предложения на рынке и узости последнего. "Развитие сетей АГЗС и так происходит по указке сверху, а эта история лишит альтернативное топливо главного преимущества — ценовой стабильности", — считает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.
ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА
Источник "РБК-daily"
Среда, 8 августа 2007, 14:49
|