Российская сталелитейная отрасль будет и дальше расти, опираясь на продолжающееся увеличение спроса на внутреннем рынке и конкурентные преимущества, обусловленные сложившейся в отрасли ситуацией. Такой прогноз дало Fitch Ratings в своем отчете, посвященном развитию отечественной черной металлургии. По оценке экспертов рейтингового агентства, в ближайшие год-полтора объемы производства стали в России возрастут на 6—7%, почти догнав рост ВВП. Средства, вложенные в модернизацию меткомбинатов, позволят также нарастить долю продукции с высокой добавленной стоимостью.
Вчера Fitch Ratings опубликовало отчет "Российская сталелитейная отрасль — модернизация сегодня для сохранения конкурентоспособности в будущем". По мнению экспертов рейтингового агентства, в ближайшие год-полтора российские металлурги увеличат производство стали на 6—7%. "Этому будут способствовать рост ВВП (который, по прогнозам Fitch, должен составить 7,7% в 2007 году и 7,2% в 2008 году) и бурная строительная деятельность", — отмечается в отчете.
Кроме того, говорится в документе, быстрое увеличение спроса на внутреннем рынке позволит и дальше продавать продукцию металлургов в России дороже, чем на внешних рынках. Так, по данным агентства, если в 2002 году разница между ценами на горячекатаный прокат российского производства на внутреннем и внешнем рынках составляла 20 долл. за тонну, то к 2006 году она выросла до 98 долл. за тонну.
Эксперты Fitch Ratings отмечают, что своим устойчивым финансовым положением металлурги обязаны высокой вертикальной интеграции, низкозатратному производству и географической диверсификации выручки. Немалую роль играет и внутренний спрос. В отчете отмечается, что в первом полугодии 2007 года строительная отрасль показала рост на 27,2% по сравнению с первым полугодием 2006 года, а автомобилестроение выросло за первые пять месяцев нынешнего года на 22%.
Как отмечает директор в аналитической группе Fitch по эмитентам промышленного сектора Ангелина Валавина, российские меткомпании имеют большую способность влиять на ценообразование на внутреннем рынке по сравнению со своими зарубежными коллегами в силу большей консолидации отечественной металлургии. Как отмечается в отчете, Evraz, "Северсталь", ММК, НЛМК и "Мечел" занимают 78% внутреннего рынка металлопродукции.
Участники рынка полагают, что на рост производства повлияет также и реализация обширных инвестпрограмм компаний. Так, по данным "Северстали", метхолдинг в 1998—2006 годах инвестировал в свои российские активы 116 млрд руб. (около 4 млрд долл.), большая часть которых была потрачена на модернизацию. К тому же, отметили в компании, постоянно идет работа над увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. "Это дает высокую защиту от ценовых колебаний", — считают в "Северстали".
Представитель "Мечела" Алексей Сотсков, отмечая специфику своей компании (ее предприятия были ориентированы на нужды ВПК в советское время), рассказал РБК daily, что при сохранении нынешних объемов производства стали (на уровне 6 млн т в год) холдинг будет увеличивать долю более дорогого проката за счет продолжающейся модернизации стального сегмента, на которую до 2011 года "Мечел" намерен потратить 1,5 млрд долл. В НЛМК РБК daily пояснили, что также делают ставку на техперевооружение. По данным компании, в 2007—2011 годах запланировано вложить в развитие около 4 млрд долл.
АЛЕКСЕЙ САДЫКОВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 14 августа 2007, 13:49
|