Любителям скупать компании на заемный капитал приходится адаптироваться к стремительно меняющимся условиям. Даже если ваш лондонский хедж-фонд не терял клиентских денег на ипотечных облигациях, получить кредит, чтобы заплатить акционерам 40-процентную премию, в ближайшее время вам будет практически невозможно. Уже сейчас из-за кризиса доверия на глобальных кредитных рынках отложено 45 крупных сделок на общую сумму больше 300 млрд долл. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем глобальный бум слияний и поглощений может закончиться и начнется процесс обратный — раздел и распродажи компаний по частям.
В июле международная консалтинговая компания Allen & Overy опросила несколько сотен топ-менеджеров из компаний, входящих в FTSE 350 и Fortune 500, и 87% из них заявили, что ожидают резкого роста числа "разводов". 60% опрошенных заявили, что раздел бизнеса — самая выгодная стратегия в ситуации кризиса на кредитных рынках. "Уже никто не считает, что раздел компании — это результат ошибок менеджмента", — пояснил РБК daily управляющий директор M&A департамента компании Allen & Overy Ричард Крэнфилд. По его словам, больше всего колоссов на глиняных ногах в телекоммуникациях, финансовом и потребительском секторах. Яркий пример — Alcatel-Lucent, убытки которой растут третий квартал подряд. Пока гигант от телекома списывает миллиарды на объединение, конкуренты занимают рынок. В последнем отчете акционеры так и не смогли найти признаков обещанной синергии, и акции компании рухнули на 10%.
"Раньше крупные конгломераты были под защитой государства, но ситуация изменилась. Ими владеют инвестфонды, которые в поисках наличности начнут продавать свои доли", — продолжает Ричард Крэнфилд из Allen & Overy. По его словам, именно хедж-фонды и private equity, запустившие бум слияний и поглощений после кризиса доткомов, станут инициаторами обратного процесса.
В июне этого года объем сделок M&A достиг критической точки, и за месяц было заключено сделок на общую сумму 1,1 трлн долл. Но июль и август поставили много вопросов аналитикам, которые штамповали радужные прогнозы по будущему M&A. Одновременно больше десятка сделок с заемным финансированием повисли в воздухе. Интересно, что первым пострадал сам изобретатель бизнес-модели "купи компанию и перепродай дороже". Американский фонд Kohlberg Kravis Roberts неожиданно не смог получить 10 млрд долл. кредита на покупку Alliance Boots. Банки-андеррайтеры просто не смогли найти инвесторов. Банк Fortis, который вместе с Royal Bank of Scotland претендует на покупку ABN Amro, не смог продать облигаций на 13 млрд евро. Ричард Брэнсон не смог продать Virgin Media, поскольку банки отказались выдавать кредиты частным инвестфондам.
Нынешние проблемы инвестфондов — хороший шанс для стратегических инвесторов, полагает директор венского Института слияний, поглощений и альянсов Кристофер Куммер. "Одновременное ухудшение на фондовом и кредитном рынках будет иметь тяжелейшие последствия для слияний и поглощений из-за невозможности адекватно оценить акционерный и кредитный капитал. Но это даст шанс стратегическим приобретателям перекупить привлекательные компании у частных инвестфондов и финансовых инвесторов, которым грозят самые большие проблемы в области M&A", — отметил эксперт РБК daily.
ДМИТРИЙ КОСАРЕВ,АНДРЕЙ КОТОВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 14 августа 2007, 20:01
|