Владивостокский морской торговый порт, проведя два последних года под контролем Магнитогорского металлургического комбината, нашел нового собственника. Дальневосточное морское пароходство договорилось о покупке порта: сумма сделки — не менее 180 млн долл. Как отмечают эксперты, сделка должна привести к увеличению грузооборота ВМТП, который в последнее время падал из-за снижения поставок металла в Китай.
ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) — третья по величине судоходная компания России и базовая компания транспортной группы FESCO. Основной акционер — группа "Промышленные инвесторы" (64%). ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП) — один из крупнейших портов России, специализирующийся на перевалке насыпных и наливных грузов, а также контейнеров. По итогам прошлого года грузооборот порта упал по сравнению с 2005 годом на 37,9%, до 4,04 млн т. Выручка порта в 2006 году — 949 млн руб., а чистая прибыль — 69,5 млн руб.
До недавнего времени 95,2% акций ВМТП принадлежало управляющей компании ООО "М-Порт", созданной на паритетных началах менеджментом порта (ЗАО "Порт-Актив") и структурами Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Но на прошлой неделе ММК продал долю в уставном капитале "М-Порта" своим партнерам. Свое решение на комбинате объяснили резким сокращением отгрузки продукции в Китай, которая шла через ВМТП. Эта сделка стала лишь этапом на пути появления у порта нового собственника.
Теперь ВМТП войдет в транспортную группу FESCO. Соответствующая сделка уже одобрена советом директоров ДВМП. Согласно ее условиям, пароходство сначала купит за 90 млн долл. 50% долей "М-Порт", принадлежавших ранее ММК. При этом 40-процентная доля "М-Порта" будет приобретена у ЗАО "Порт-Актив" за 70 млн долл., а 10-процентная доля — у ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" за 20 млн долл. Оплатить эту покупку в ДВМП рассчитывают за счет средств, привлеченных ДВМП в результате допэмиссии. Закрыть эту часть сделки планируется к 17 сентября. Оставшиеся 50% долей "М-Порт" может быть выкуплено у "Порт-Актива" в течение трех лет. Стоимость этой доли определена по формуле: "EBITDA х 10 за вычетом чистого долга по консолидированной отчетности "М-Порт" и ОАО "ВМТП" по МСФО на момент совершения сделки", но не менее 90 млн долл. При этом, как отмечает директор департамента акционерного капитала FESCO Станислав Вартанян, стороны договорились о возможности вхождения на этом этапе своих партнеров по сделке в капитал ДВМП. Согласно текущим котировкам ДВМП на РТС, за 90 млн долл. можно было бы приобрести около 5% акций ДВМП. "Такая структура сделки позволит нам учесть в цене результаты развития порта, — поясняет Станислав Вартанян. — Кроме того, в два этапа легче профинансировать сделку".
Между тем, по мнению руководителя агентства InfraNews Алексея Безбородова, FESCO переоценила ВМТП. "Порт оценен почти в 50 долл. за тонну оборота, тогда как в среднем универсальный порт оценивается в 17—18 долл. за тонну оборота", — отмечает он. По мнению эксперта, у порта ограничены возможности дальнейшего развития. "Грузов через Владивосток идет не так много, в частности, из-за высоких тарифов РЖД на их дальнейшую транспортировку по России. Также у порта ограниченная территория, и не стало "якорного" поставщика", — говорит он.
Впрочем, в FESCO на перспективы развития порта смотрят оптимистично. "В 2007 году мы ожидаем роста общего грузооборота на 10—12%, а объемов контейнерной перевалки на треть, — отмечает Станислав Вартанян. — В ближайшие 3—4 года порт может достичь объема перевалки около 450 тыс. TEU". В планы FESCO входит продолжить начатую прежними собственниками программу развития порта, в частности, строительство нового контейнерного терминала и наращивание мощностей по перевалке автомобилей. Сама FESCO с расчетом на развитие порта намерена увеличить свой ж/д парк. Как отмечает Евгений Шаго из ИБ "Траст", покупка порта позволяет FESCO выстроить полную логистическую цепочку, ведь пароходство и ж/д перевозчик, работающий во Владивостоке, у них уже есть.
ДАНИИЛ ШАБАШОВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 21 августа 2007, 13:23
|