По мере того как хедж-фонды и банки выводят деньги из рискованных активов, ряд развивающихся стран начинает испытывать серьезные проблемы. Многим государствам нынешний отток капитала может стоить очень дорого, поскольку во время кредитного бума начала 2000-х годов они буквально "подсели" на зарубежные инвестиции. В группе риска оказалась и Россия. По данным правительства РФ, в августе чистый приток капитала в страну резко упал и составил всего 900 млн долл. Тем не менее, по оценкам международного рейтингового агентства S&P, среди развивающихся стран региона EMEA (Европы, Ближнего Востока и Африки) Россия оказалась наиболее устойчивой к последствиям глобального недостатка ликвидности.
Доклад S&P, опубликованный накануне, оценивает способность 15 развивающихся стран переварить "отнятие" инвестиционной иглы. Индекс подверженности риску ликвидности (Liquidity Vulnerability Index) рассчитывался исходя из дефицита текущего счета, условий финансирования внешнего долга, потребностей в зарубежных займах. Результаты исследования показывают, что наибольшая опасность подстерегает Латвию, Исландию, Болгарию, Турцию и Румынию. На волне кредитного бума эти страны научились латать дыры в бюджетах и покрывать дефицит текущего баланса с помощью внешних заимствований. Злую шутку с ними сыграла эйфория от вступления в ЕС, считает руководитель группы аналитиков S&P Мориц Кремер. "Резкий рост кредитования обеспечивался в основном за счет привлечения сравнительно краткосрочных кредитных линий из-за рубежа, во многих странах рост внешних заимствований частных банков намного опередил рост накапливаемых золотовалютных резервов", — уточняет г-н Кремер.
Россию от такого развития событий спасли нефтедоллары. По индексу S&P Россия — лидер в плане устойчивости к последствиям кризиса. "Экспортеры сырьевых товаров значительно улучшили свои бюджетные показатели, что позволит им пережить неблагоприятную фазу кредитного цикла, а также период снижения цен на сырье", — поясняет г-н Кремер.
"Действительно, для нас это, пожалуй, первый кризис, за которым пришлось наблюдать со стороны", — соглашается экономист инвестбанка "Траст" Евгений Надоршин. По его словам, от необходимости закрывать дефицит с помощью новых долгов, как это делали многие страны Восточной Европы, нас избавили высокие цены на нефть. "Как суверенный заемщик Россия нисколько не пострадала и вряд ли пострадает. С другой стороны, российский банковский сектор действительно столкнется с некоторыми трудностями. Многие крупные банки сейчас завязаны на рефинансировании своих долгов", — подчеркнул эксперт в разговоре с РБК daily.
ДМИТРИЙ КОСАРЕВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 4 сентября 2007, 16:05
|