РАО "ЕЭС России" вчера раскрыло подробности условий договора, который будущий покупатель допэмиссии генкомпаний обязан подписать с Администратором торговой системы (АТС) на предоставление мощности. Если компания не сможет вовремя построить объекты генерации, то будет вынуждена заплатить штраф в объеме 25% от стоимости инвестпрограммы. Участники рынка полагают, что привлекательность генкомпаний при таких условиях значительно снижается инвесторы будут осторожно покупать бумаги ОГК и ТГК с таким "обременением". Не так давно свое недовольство условиями допэмиссий уже высказал немецкий концерн E.ON.
Как уже писала РБК daily, РАО "ЕЭС" нашло способ привязать инвестора, который намерен выкупить допэмиссию ОГК или ТГК, к выполнению инвестпрограммы компании. В частности, он обязан подписать договор с АТС, в котором обязуется построить заявленные мощности. Вчера руководитель центра управления реформой РАО "ЕЭС" Юрий Удальцов, выступая на итоговой пресс-конференции, посвященной работе оптового рынка электроэнергии, рассказал, что ждет генкомпанию, если энергомощности не будут построены вовремя.
Штрафы по договорам по предоставлению мощности на энергорынок РФ могут составить для генерирующих компаний до 25% от объема инвестиционной программы, сообщил г-н Удальцов. По его словам, в качестве базы для расчета штрафа рассматривается суммарный объем инвестиционной программы. Как заявлял ранее глава энергохолдинга Анатолий Чубайс, инвестпрограмма РАО "ЕЭС" на 2006—2010 годы (которая по сути является суммой инвестпрограмм ее многочисленных "дочек") составляет 3,1 трлн руб. Таким образом, если выполнение ее будет отсрочено в полном объеме, АТС "заработает" на частных инвесторах, которые пока только присматриваются к генкомпаниям, до 800 млн руб.
В самих генкомпаниях неоднозначно относятся к новому соглашению. "Заключение договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок является своеобразной гарантией для государства и РАО "ЕЭС России" от действий недобросовестных инвесторов, которые могут отказаться от реализации инвестпрограмм после получения контроля над генкомпаниями", — отметили РБК daily в ОГК-4. По мнению собеседника в компании, предлагаемые к заключению договоры предусматривают достаточно жесткие санкции в случае отсутствия поставок мощности на оптовый энергорынок.
"Но могут возникнуть объективные, не зависящие от генкомпании причины, от которых зависит поставка мощности на рынок", — отмечают в генкомпании. Например, в договорах не упоминается сетевая инфраструктура, строительство которой не находится в компетенции ОГК и ТГК, а ведь именно ее наличие является необходимым условием для выдачи генкомпаниями новой мощности. Суммы штрафов, фигурирующие в договоре, несоизмеримо выше штрафных санкций, которые генкомпании могут предъявить EPC-контракторам в случае недопоставки оборудования и срыва сроков ввода новых энергоблоков. "Поэтому важно при формировании данных договоров соблюсти баланс между обязательствами всех сторон", — считают в ОГК-4.
Как говорят в компаниях, выполнить условия по строительству мощностей в заявленные сроки почти нереально. Очередь на турбины на тех же "Силовых машинах" выстроилась на много лет вперед. Это понимают и в самом энергохолдинге. Так, по итогам августовской инвестиционной сессии Анатолий Чубайс подчеркивал, что из 214 инвестпроектов по строительству генерирующих мощностей в соответствии с графиком пока выполняются 169. Однако большинство этих проектов находится на стадии пред-ТЭО или выбора подрядчика. А опыта строительства у компаний фактически нет.
"В мировой практике подписание подобных договоров широко распространено, однако данные соглашения являются скорее инструментом хеджирования рисков инвестора, чем механизмом контроля за ним", — отметил эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. По его мнению, способ, предложенный РАО "ЕЭС", представляется действенным, так как предполагает разделение абстрактной ответственности нового стратегического инвестора и материальной ответственности находящейся в его собственности генкомпании как юридического лица и участника рынка мощности. "Однако интерес потенциальных инвесторов к участию в IPO генкомпаний может снизиться, подтверждением чему служит реакция концерна E.ON", — полагает г-н Рудаков.
Источник в "Газпроме", основном претенденте на ряд генкомпаний, признался РБК daily, что если условия договора будут приняты в виде подзаконного акта, то компания вынуждена будет его исполнять. В противном случае, говорит он, нет никаких гарантий, что газовый монополист будет их соблюдать.
Елена Шестернина
Источник "РБК-daily"
Среда, 5 сентября 2007, 10:59
|