Ростехнадзор разработал программу ремонта северной ветки нефтепровода "Дружба", по которой нефть ранее поставлялась в Литву. Она должна стартовать этой осенью при условии, что работы профинансирует "Транснефть". Однако в нефтепроводной монополии сообщили РБК daily, что компания не будет выделять деньги на программу и не заинтересована в налаживании работы этого участка. Таким образом, шансы на восстановление трубопровода, остановку которого в Литве объясняют политическими мотивами Кремля, становятся минимальными.
Причиной остановки трубопровода "Дружба" послужила авария в июле 2006 года на участках Унеча — Полоцк-1 и 2 в Брянской области. В результате обследования аварийного участка трубы было решено снизить давление с 4 до 0,7 МПа и полностью остановить прокачку на Литву. Экспертиза Ростехнадзора, окончившаяся в апреле этого года, пришла к заключению, что причиной аварии стало "усталостное разрушение металла во вспомогательной части трубы, не поддающейся сканированию".
Литовские политики назвали поломку искусственной, вызванной политическими мотивами, в первую очередь продажей единственного НПЗ в Прибалтике Mazeikiu nafta польскому концерну PKN Orlen, а не российским нефтекомпаниям. "Транснефть" отрицала политические причины этого шага. Долгое время в компании не исключали, что трубопровод может быть отремонтирован, если экспертиза покажет целесообразность этого ремонта и это будет экономически эффективным.
Как заявил вчера на пресс-конференции заместитель главы Ростехнадзора, курирующий топливно-энергетический комплекс, Борис Красных, специалисты Ростехнадзора готовы уже этой осенью приступить к устранению 7,8 тыс. дефектов, обнаруженных на проблемных участках трубы в ходе экспертизы. По его словам, эти работы могли бы быть закончены за полтора года, причем этот срок не учитывает мероприятий по вводу трубы в промышленную эксплуатацию.
Чиновник подчеркнул, что запуск трубы остается на усмотрение "Транснефти". "Если "Транснефть" захочет увеличить давление и объем прокачки по трубопроводу "Дружба", то Ростехнадзор потребует выполнения всех пунктов ремонтной программы и устранения всех выявленных проблем", — сказал он. Однако, похоже, "Транснефть" этого не хочет. "Финансирование программы Ростехнадзора не запланировано "Транснефтью". У компании существуют другие приоритеты, особенно с учетом того, что БТС справляется с транспортной нагрузкой и нефтяники не чувствуют отсутствия этого направления по "Дружбе", — заявил РБК daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, позиция "Транснефти" в отношении северной ветки "Дружбы" выглядит логичной в свете того, что Россия не желает зависеть от стран — транзитеров нефти. По мнению политолога, из-за того, что трубопровод, по которому ранее НПЗ Mazeikiu nafta получал нефть, так и не запустят, межгосударственные отношения России со странами Прибалтики не станут хуже, чем они есть сегодня.
"Литва сделала свой выбор, продав НПЗ польской, а не российской компании. Поэтому ей нужно быть готовой получать более дорогую нефть морем. Для России же стратегически выгоднее построить БТС-2, чем ремонтировать старый нефтепровод "Дружба", — считает эксперт. Как следует из предварительных документов по проекту альтернативного "Дружбе" нефтепровода БТС-2, нефть в Прибалтику планируют завозить танкерами через Бутинге, что обойдется потребителю дороже, чем по трубе.
Людмила Подобедова
Источник "РБК-daily"
Пятница, 7 сентября 2007, 12:07
|