ЛУКОЙЛ стал первой российской компанией, серьезно заинтересовавшейся приглашением Сомали начать работу в стране. Как стало известно РБК daily, холдинг в ближайшие дни намерен провести соответствующие переговоры с представителями республики. ЛУКОЙЛ также проявляет интерес к Анголе и Намибии, которые могут стать дополнением к его проектам в Египте и Кот д'Ивуаре.
В конце августа посол Сомали в России Мохамед Мохамоуд Хандуле заявил, что страна планирует предоставить полный доступ к своим запасам углеводородов российским компаниям, таким как "Газпром" и ЛУКОЙЛ. Кроме того, планируется подписать договор с "Зарубежгеологией" на проведение разведки запасов углеводородного сырья. Затем месторождения будут поделены на блоки и выставлены на тендеры, участвовать в которых предлагается любым иностранным компаниям (см. РБК daily от 7.09.2007). По предварительным данным, полученным дипмиссией от "Зарубежгеологии" (на основе разведки, проводившейся в советские времена), запасы Сомали превышают ресурсы в Судане, "но и там они занижены". Согласно статистике ВР, доказанные запасы нефти в Судане на конец 2006 года составили 6,4 млрд барр. По словам г-на Хандуле, наиболее крупные запасы сосредоточены на шельфе Сомали.
"Руководство ЛУКОЙЛа серьезно заинтересовалось работой в республике, переговоры с российской стороны должен провести вице-президент Леонид Федун", — сообщил РБК daily источник, близкий к компании. По его словам, в данный момент решается время встречи. "Скорее всего в октябре. Но до конца года — точно", — говорит он. Другой источник РБК daily, знакомый с ходом подготовки переговоров, утверждает, что они пройдут "в ближайшие дни". В ЛУКОЙЛе не комментируют возможную встречу.
Однако в стране пока еще не принят закон о нефти — он подготовлен и роздан на ознакомление депутатам. По всей видимости, иностранные инвесторы будут работать совместно с недавно созданной госкомпанией Somali National Petroleum, однако пока неясно, какой процент в будущих контрактах она может закрепить за собой.
По данным информационно-аналитического управления Министерства энергетики США (EIA), геологоразведка в основном велась на севере Сомали, в ней участвовали Agip, Amoco, Chevron, ConocoPhillips. Однако после падения правительства в 1991 году они свернули деятельность. В феврале 2001 года Total подписала соглашение сроком на год с переходным правительством Сомали (ППС, международно признанное) на разведку шельфа Индийского океана на юге республики. Несмотря на обещание правительства обеспечить безопасность, ряд клановых лидеров отказались соблюдать подписанный документ. Total работает в секторе downstream в регионе Сомалиленд (на севере республики). Она восстановила и осуществляет операции через нефтяной порт в Бербере на территории региона, поставляет топливо в аэропорты в Бербере и столице Сомалиленд Харгейсе.
В мае 2001 года власти Сомалиленд подписали соглашения с британской Rovagold и китайскими CPEC и CPC на разведку нефти. Документы были подписаны также с эмиратской Zarara Energy. Однако центральное правительство намерено рассмотреть все подписанные контракты на предмет законности, заявлял г-н Хандуле. В окрестностях столицы республики Могадишо есть НПЗ, принадлежащий государственной Iraqsoma Refinery Corporation, мощностью около 0,5 млн т в год, однако он остановлен с 1991 года.
"ЛУКОЙЛ использует любые возможности для диверсификации добычи, Сомали укладывается в эту стратегию", — говорит Константин Черепанов из "КИТ Финанс". Артем Кончин из ИГ "Атон" считает страну "платформой на будущее, нежели проектом завтрашнего дня". "В Сомали есть опасность террористических актов, но хотя бы нет открытой конфронтации, как в Ираке", — говорит он.
Аналитики констатируют, что ЛУКОЙЛ стал активнее присматриваться к Африке: компания также интересуется разведкой нефтяных месторождений в Анголе и Намибии (см. РБК daily от 14.09.2007). Пока что на континенте ЛУКОЙЛ работает в двух странах — в Египте и Кот д'Ивуаре.
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА
Источник "РБК-daily"
Среда, 26 сентября 2007, 17:58
|