финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости и комментарии

    "Газпром" и польский газовый монополист PGNiG могут обсудить вопрос о возможности прокладки второй нитки газопровода Ямал — Европа. По данным польской Gazeta Wyborcza, предложение о расширении газопровода будет сделано на годовом собрании акционеров EuRoPol Gaz, оператора польского участка этого газопровода, и исходить оно будет от "Газпрома". В российской компании отмечают, что вопросов, имеющих отношение к стратегии развития EuRoPol Gaz, в повестке дня собрания нет. Эксперты не видят острой необходимости для "Газпрома" в расширении Ямал — Европа.

    Газопровод Ямал — Европа проходит по территории четырех стран — России, Белоруссии, Польши, Германии. В настоящее время общая протяженность газопровода составляет более 2 тыс. км. В 2006 году по газопроводу экспортировано более 30 млрд куб. м газа. Польский участок газопровода сооружало СП "Газпрома" и польской госнефтекомпании PGNiG — EuRoPol Gaz. "Газпром" и PGNiG владеют по 48% EuRoPol Gaz.

    Акционеры EuRoPol Gaz соберутся на годовое собрание 7 ноября, сообщила в понедельник польская Gazeta Wyborcza. По данным издания, на собрании "Газпром" может предложить полякам рассмотреть вопрос о возможности прокладки второй нитки этого газопровода. Однако, как отметил РБК daily официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов, в повестке дня собрания нет вопросов, имеющих отношение к стратегии развития предприятия. Тем не менее польское издание напоминает, что ранее уже были случаи, когда повестка дня собраний расширялась.

    Недавно вопрос о строительстве второй нитки газопровода Ямал — Европа снова поднимал президент Белоруссии Александр Лукашенко, пообещав на пять лет освободить Россию от налогов на транзит газа через территорию Белоруссии, чтобы окупить трубу.

    Сначала можно было бы построить польский участок и загрузить его частично, используя мощности действующих газопроводов Белоруссии, говорит директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В частности, белорусская часть магистрального газопровода Торжок — Минск — Ивацевичи сейчас не загружена, и по ней можно направить дополнительные потоки в новый газопровод. Проблему нехватки свободных мощностей в Торжке, по словам эксперта, можно оперативно решить с помощью строительства новой ветки из Белоусова, которую "Газпром" уже расширяет. После строительства польского участка можно достраивать компрессорные станции в Польше и остальные участки в Белоруссии и России. Этот проект обеспечил бы лучшую динамику инвестиций по сравнению с "Северным потоком", который нужно сначала построить полностью, а потом уже пустить газ, считает г-н Корчемкин.

    В то же время с точки зрения диверсификации транзитных рисков данный проект имеет свои недостатки, так как в отличие от "Северного потока" или "Южного потока" гарантий от недопущения форс-мажора, связанного с политическими факторами, Ямал — Европа не предусматривает, отмечает аналитик ИФК "Солид" Денис Борисов. О страновых рисках, связанных с транзитом газа через Белоруссию и Польшу, предупреждает и эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Белогорьев. По его словам, благодаря вхождению "Газпрома" в "Белтрансгаз" белорусский вопрос стал в 2007 году чуть менее острым. Однако с Польшей отношения никак нельзя назвать урегулированными. Даже смена кабинета Ярослава Качиньского вряд ли что-то изменит, подчеркивает эксперт. При этом Минск уже несколько лет подряд пытается убедить руководство "Газпрома" и правительство России начать строительство второй ветки, однако до сих пор Россия отвечала лишь дипломатичными отказами, напоминает он.

    "Если "Северный поток" будет построен, никакой необходимости для расширения Ямал — Европа нет", — считает г-н Белогорьев. Если решение о строительстве все же будет принято, львиная доля расходов, как и в случае с первой веткой, ляжет на плечи российской стороны, считает эксперт, по подсчетам которого общая стоимость работ составит не менее 3 млрд долл.

    ЕКАТЕРИНА ЦЫРЛИНА
     

    Источник "РБК-daily"

    Вторник, 23 октября 2007, 17:06

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы