Американский автомобильный концерн General Motors по итогам третьего квартала понес рекордные для компании убытки в размере 39 млрд долл. Этот результат главным образом полностью связан со списанием с баланса компании будущих налоговых льгот. Аналитики отмечают, что, несмотря на то что GM улучшает свои операции, компания вряд ли сможет вернуться к прибыли по итогам всего года.
Выручка крупнейшего в мире производителя автомобилей по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилась на 10%, с 48,9 млрд до 43,8 млрд долл. Квартальные убытки GM выросли 265 (!) раз: со 147 млн до 39 млрд долл. Колоссальные квартальные убытки GM связаны со списанием компанией со своего баланса будущих налоговых льгот на сумму 39 млрд долл. Согласно американскому налоговому законодательству, компании, которые переплатили налоги за предыдущие периоды, могут использовать эту разницу для покрытия налогов в будущем. Однако эти законы также обязывают американские компании списывать эти отсроченные налоговые активы, если есть вероятность того, прибыль компании будет слишком низкой, чтобы ими воспользоваться.
GM еще накануне публикации своего квартального отчет заявил, что списание вызвано "совокупными трехлетними убытками в США, Канаде и Европе". Общие годовые убытки GM в 2005—2006 годах составили 14,6 млрд долл. "Списание 39 млрд долл. — единоразовое и безналичное, то есть не затронет реальный объем средств на балансе компании", — пояснил РБК daily аналитик Burnham Securities Дэвид Хили. "Это вопрос бухгалтерской отчетности, который не имеет значения для операционной деятельности компании", — согласился с ним председатель Center for Automotive Research (CAR) Дэвид Коул. Все же списание стало крупнейшим за всю 99-летнюю историю автомобильного концерна, превысив списание 21 млрд долл. в первом квартале 1992 года из-за изменения стандартов отчетности.
Впрочем, даже если не учитывать влияние от списанных налоговых льгот, чистый убыток американской компании в третьем квартале составил 1,6 млрд долл. Прибыль GM "съели" расходы на крупномасштабную реорганизацию бизнеса, пенсионное обеспечение своих сотрудников, а также убытки бывшего дочернего финансового подразделения концерна GMAC из-за ипотечного кризиса. GM продал контрольный пакет этой компании инвестфонду Cerberus Capital Management, но сохраняет 49% акций GMAC. "Если бы не проблемы финансового бизнеса, GM показал бы прибыль", — убежден Дэвид Коул. Выручка GM от продажи автомобилей выросла на 4%, до 43,1 млрд долл. Число проданных в квартале также стало рекордным и достигло 2,39 млн машин. Компании также удалось сократить убытки в Северной Америке с 660 млн долл. год назад до 247 млн. Акции GM при открытии торгов снизились более чем на 5%, до 34,14 долл.
Чистая прибыль GM за первое полугодие составила 953 млн долл., но аналитики отмечают, что из-за проблем своего финансового бизнеса GM вряд ли получит прибыль в текущем квартале, а следовательно, и по итогам всего года. "GMAC остается существенной частью их бизнеса, и из-за ипотечного кризиса он вновь понесет убытки. Из-за этого у GM ни в этом квартале, ни в этом году не будет прибыли", — пояснил РБК daily Дэвид Хили. С ним согласен и Дэвид Коул из CAR. "Что касается долгосрочных перспектив: компания заключила очень выгодный контракт с профсоюзами и находится на пути значительного увеличения прибыльности. Однако положительный эффект от этого проявится не раньше 2008 года, а скорее всего в 2009—2010 годах", — заключил он.
АНДРЕЙ КОТОВ
Источник "РБК-daily"
Четверг, 8 ноября 2007, 18:32
|