Основатель торговой сети "Дикси" Олег Леонов нашел способ без увеличения долговой нагрузки привлечь финансирование для ее агрессивного развития. Он продает контрольный пакет акций сети владельцу ГК "Меркурий" Игорю Кесаеву, крупнейшему в России табачному дистрибьютору и совладельцу нефтяной компании Sibir Energy. Сделка должна быть закрыта до 1 февраля 2008 года. Олег Леонов уйдет из компании, но останется в ритейле. На день объявления о сделке рыночная стоимость контрольного пакета "Дикси" составляла около 450 млн долл. По мнению экспертов, новые владельцы благодаря хорошей финансовой базе и развитой логистике могут существенно ускорить развитие сети.
ГК "Дикси" на 1 декабря 2007 года управляла 372 магазинами. Выручка по итогам девяти месяцев 2007 года составила 990 млн долл., рентабельность EBITDA — 4,5%, чистая прибыль — 5,4 млн долл. В мае 2007 года компания провела IPO в РТС и на ММВБ. В свободном обращении находится 48% акций. ГК "Меркурий" основана в 1991 году Игорем Кесаевым, президентом и контролирующим акционером группы. Ожидаемый оборот в 2007 году — более 8 млрд долл. Основные активы — нефтяная компания Orton Oil (крупнейший акционер Sibir Energy), девелоперская компания "Меркурий Девелопмент", Завод им. В.А. Дегтярева, винно-коньячный завод "КиН".
По соглашению сторон торговая компания "Мегаполис", входящая в ГК "Меркурий", приобретет 100% акций Dixy Retail, которой принадлежит 100% Dixy Holding, в свою очередь владеющей 50,96% "Дикси Групп". После завершения сделки Олег Леонов покинет свой пост президента и председателя совета директоров "Дикси Групп", в который войдут представители "Меркурия".
О своих дальнейших планах Олег Леонов говорит неопределенно. "Чем я буду в дальнейшем заниматься, станет ясно в марте следующего года, — заявил он РБК daily. — Я планирую оставаться в ритейле. Возможно, моя будущая деятельность будет связана с поддержкой и развитием других сетей, не принадлежащих мне".
Таким же образом поступили и бывшие акционеры торговой сети "Копейка" Сергей Ломакин и Артем Хачатрян, которые приобрели 25% уральской торговой сети "Монетка". Однако если договор с "Уралсибом" запретил экс-менеджерам "Копейки" владеть в других торговых сетях долей более чем 25% и занимать руководящие должности, то, по словам Олега Леонова, "Меркурий" при переговорах не выдвигал никаких жестких требований, ограничивающих его деятельность после сделки.
"Мы полагаем, что смена владельца "Дикси" связана с рядом причин: желанием Олега Леонова выйти из бизнеса, необходимостью снижать долговую нагрузку и планами компании по агрессивному открытию новых магазинов, требующими новых источников финансирования", — считает аналитик ФК "Открытие" Наталья Мильчакова. Косвенно эти слова подтвердил и сам г-н Леонов: "Для динамичного развития компании требовался мощный финансовый ресурс, который и был найден в лице КГ "Меркурий".
Инвесторы положительно восприняли новость о смене контролирующего акционера в "Дикси". Вчера акции компании в РТС выросли почти на 4%, до 14,85 долл. за бумагу. Рыночная капитализация составила 891 млн долл. Исходя из этого стоимость пакета Олега Леонова составила чуть больше 450 млн долл. Сумму сделки участники не разглашают. По мнению аналитиков, г-н Леонов мог продать свой пакет с премией к рыночной капитализации до 20%. "Мы полагаем, что сделка будет закрыта с премией в 15—20%, что подразумевает 505—525 млн долл. при условии, что на холдинге нет дополнительного долга", — подсчитали аналитики Собинбанка Тигран Оганесян и Александр Шелестович.
Источник, близкий к сделке, заявил РБК daily, что по ее условиям "в сумму не входят долговые обязательства "Дикси". Напомним, что по итогам девяти месяцев 2007 года долг "Дикси" составил 177,6 млн долл., соотношение долг/EBITDA — 2,96. Однако, по словам аналитика банка "Зенит" Марии Сулима, хотя текущую долговую нагрузку "Дикси" нельзя назвать высокой, все же бизнес компании характеризуется весьма высокой зависимостью от долгового финансирования и одним из наиболее низких уровней эффективности среди крупнейших российских продуктовых розничных сетей. По мнению аналитика, "Меркурий", получающий около 70% консолидированной выручки от дистрибуции товаров массового спроса и имеющий филиалы по всей России, не только обеспечит "Дикси" необходимые финансовые вливания, но и позволит повысить эффективность деятельности в первую очередь за счет снижения закупочных и логистических затрат.
МАРИЯ СОЛОВИЧЕНКО, ОЛЕГ ТРУТНЕВ
Источник "РБК-daily"
Пятница, 7 декабря 2007, 10:35
|