Вчера Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ответила на предложение "Транснефти" о повышении тарифов на транспортировку. Трубопроводная монополия просила повышения на 20%, однако в среднем уровень тарифа на следующий год вырастет на 19,4%. Это самое большое повышение, которое когда-либо устанавливали для "Транснефти".
Предыдущее повышение тарифов на прокачку нефти по системе "Транснефти" произошло 1 января 2007 года — тарифы возросли на 8,7%. Часть доходов компании от повышения тарифов тогда предназначалась для выплаты процентов по кредитам для строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Если не учитывать эту долю, тариф на транспортировку нефти был увеличен на 5,1%. В 2006 году "Транснефть" дважды повышала тарифы: на 11,3% в начале года и на 2% в сентябре.
Напомним, что тарифы монополии складываются из двух частей. Первая включает выплаты поставщиков региональным подразделениям "Транснефти", вторая — ставка диспетчеризации, идет в саму "Транснефть". По сообщению ФСТ, основная часть со следующего года будет увеличена на 6%, а ставка диспетчеризации — на 33%. Вице-президент "Транснефти" Михаил Барков отметил РБК daily: "Мы удовлетворены решением ФСТ".
Источник РБК daily в монополии рассказал, что расходы на диспетчеризацию составляют половину в тарифе. Он добавил, что за счет тарифа компания будет расплачиваться по кредитам и увеличивать инвестпрограмму.
В сообщении ФСТ отмечается, что сетевой тариф на услуги по перекачке нефти по Балтийской трубопроводной системе в Приморск индексируется на 15%. В то же время ставка тарифа по перекачке нефти по трубопроводам дочерних предприятий "Транснефти" в восточном направлении снижена на 10%. Это связано с планами построить трубопровод ВСТО. Как говорится в сообщении, это сделано "в целях некоторого выравнивания условий транспортировки нефти в западном и восточном направлениях с учетом ожидаемого увеличения грузооборота на последнем после ввода в эксплуатацию ВСТО".
Аналитики не ожидали такой "щедрости" от регулятора. Дмитрий Лютягин из ИК "Велес Капитал" говорит, что 19,4% в качестве разового повышения первое время будет бременем для нефтяных компаний. "В структуре затрат компаний данное повышение найдет серьезное отражение. Ведь ранее тарифы индексировались на уровне инфляции", — отмечает он.
Эксперты считают, что за счет снижения тарифа на восточном направлении ФСТ сможет привлечь поставщиков к заполнению ВСТО. По мнению г-на Лютягина, затраты компаний окупятся через два года после ввода в строй первой очереди ВСТО. "Компании получат новое направление сбыта и стабильный спрос на нефть, добываемую в отдаленных регионах, но для этого придется немного подождать", — говорит он.
Участники рынка считают, что рост тарифов вызван в первую очередь удорожанием проекта строительства ВСТО. Смета строительства первой очереди трубопровода постоянно изменяется в сторону повышения. В 2006 году "Транснефть" оценивала расходы на него в 11,2 млрд долл., а в августе 2007-го расчетная стоимость проекта составляла уже 12,5 млрд долл.
Между тем нефтяники обеспокоены ростом тарифов. Сотрудник крупной нефтяной компании на условиях анонимности сообщил РБК daily, что налоги на отрасль фактически превысили уровень Норвегии. "Тарифы естественных монополий являются теми же налогами, которые ложатся дополнительным бременем на нефтяные компании. В условиях, когда добыча падает и в ее поддержание необходимо вкладывать средства, подобная налоговая политика существенно снижает приток инвестиций в отрасль", — отметил он.
АНДРЕЙ УСПЕНСКИЙ, ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА, ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА
Источник "РБК-daily"
Пятница, 14 декабря 2007, 11:04
|