Новый зерновой терминал проектной мощностью 4 млн т в год в Новороссийском порту будет пущен в конце февраля 2008 года. Стоимость проекта составила более 81 млн долл. По словам первого вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова, зерно на новороссийский терминал будет поставляться прежде всего из Краснодарского и Ставропольского краев, а также из Ростовской области, а далее идти на экспорт.
Новый терминал, как говорится в инвестиционном обосновании проекта, должен стать самым скоростным зернообрабатывающим комплексом в стране. Комплекс способен одновременно обрабатывать 120 тыс. т зерна. Новое оборудование позволяет осуществлять загрузку судов класса "Панамакс" водоизмещением до 50 тыс. т в течение 72 часов.
"В настоящее время на терминале ведутся пусконаладочные работы", — пояснила РБК daily представитель Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Кристина Сенько. Аналитик инвестиционной группы "КапиталЪ" Алексей Попов считает, что базовый срок окупаемости проекта составит пять лет. "При сохранении высоких цен на сырье и увеличении экспортных поставок, возможно, сроки сократятся", — добавляет эксперт.
Директор по маркетингу Международной зерновой компании (входит в Glenсore) Николай Демьянов уверен, что Новороссийский терминал стратегически важен для зернотрейдеров: "Вследствие дефицита портов глубоководной перевалки (в России Новороссийский порт является единственным в этом роде. — РБК daily) цены за перевалку тонны зерна в сезон могут достигать 20 долл. На Украине они вдвое ниже. Однако транспортные расходы не перекрывают эту разницу, так что из Новороссийска никуда не уйдешь. Поэтому запуск нового терминала может снизить перевалочные тарифы".
Представитель крупного ростовского зернотрейдера, попросивший не называть его имени, заметил, что ввод в эксплуатацию зернового терминала проблемы дефицита перевалочных мощностей на юге не решит, так как он сможет фактически переваливать не более 3—3,5 млн т зерна в год. Эксперт по логистике информационно-аналитического агентства "АПК-Информ" Эдуард Фогель оценивает дефицит на уровне 5—6 млн т. Он замечает, что при всех плюсах новороссийского зернового терминала он вряд ли сможет существенно облегчить финансовую нагрузку на зернотрейдера: максимальная экономия не будет превышать 10—15%.
Исполнительный директор центра анализа аграрных рынков "Совэкон" Андрей Сизов отмечает, что в ближайшие несколько лет основным инфраструктурным фактором, который ограничит экспорт, будет не наличие мощностей, а "нехватка вагонов и намечающийся рост в животноводстве, который в свою очередь увеличит потребление зерна на кормовые цели внутри страны".
По данным ИА "АПК-Информ", в прошлом 2006—2007 маркетинговом году из России было экспортировано около 12 млн т зерна, 90% которого пришлось на экспорт из Азово-Черноморского бассейна и бассейнов реки Волги и Дона. До недавнего времени в России единственным крупным морским зерновым терминалом на юге был Новороссийский комбинат хлебопродуктов, позволявший переваливать, по словам аналитиков и игроков рынка, не более 2 млн т зерна год, но уже давно удовлетворяющий потребностям экспортеров зерна.
ИРИНА СКРЫННИК,РОСТОВ-НА-ДОНУ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 25 декабря 2007, 17:48
|