"Газпром нефть" получила разрешение на транзит нефти в Китай через Казахстан (по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу). Об этом РБК daily сообщили в пресс-службе нефтяной компании. Таким образом, с 2008 года трубопроводные поставки нефти в Поднебесную будут осуществлять сразу два российских поставщика — "Газпром нефть" и ТНК-BP.
В ноябре 2007 года Москва договорилась с Астаной о транзите нефти в Китай по маршруту Атасу — Алашанькоу. Тогда глава Минпромэнерго Виктор Христенко говорил, что в 2008 году российские компании могут поставить в Поднебесную по этой трубе до 5 млн т нефти. Спустя некоторое время "Казтрансойл" (дочерняя компания "Казмунайгаза") выдал компании ТНК-BP разрешение на транзит нефти через Казахстан. Аналогичная заявка была подана "Газпром нефтью", но ее согласование казахской стороной затянулось. Вчера в пресс-службе "Газпром нефти" РБК daily сообщили, что согласие "Казтрансойла" наконец получено.
Ожидается, что в первом квартале ТНК-BP и "Газпром нефть" поставят через Атасу — Алашанькоу по 150 тыс. т нефти. В "Газпром нефти" надеются, что поставки, несмотря на некоторую задержку по срокам, будут полностью осуществлены. Во втором квартале "Газпром нефть" предположительно отправит в Китай через Казахстан уже 360 тыс. т нефти. В ТНК-BP планы по поставкам через Атасу — Алашанькоу во втором квартале пока не озвучивают.
Прежде российская нефть экспортировалась в Китай только по железной дороге. По данным РЖД, в 2007 году объем этих поставок составил почти 9 млн т нефти, что на 12,4% меньше уровня 2006 года. Практически весь указанный объем нефти транспортировался через пограничную станцию Забайкальск, и только 50 тыс. т было поставлено через погранпереход Наушки. Маршрут экспорта нефти через Наушки ранее использовал ЮКОС: в 2006 году объем его поставок нефти в Китай составил около 1,4 млн т.
Экспорт нефти через Забайкальск ведется в рамках контракта между "Роснефтью" и китайской компанией CNPC. Договор заключен в 2004 году и предусматривает поставки 48,4 млн т нефти до 2010 года. Однако рыночные цены на нефть растут, и условия контракта с CNPC давно стали невыгодными для "Роснефти". По неофициальным данным, "Роснефть" в прошлом году пыталась добиться повышения цены, зафиксированной в договоре с CNPC, на 40 долл. за каждую тонну нефти, но китайская сторона согласилась поднять цену лишь на 67 центов за баррель (около 5 долл./т). В "Роснефти" эту информацию не комментируют.
Эксперты отмечают, что разногласия "Роснефти" и CNPC по вопросу стоимости нефти ставят выполнение уже подписанного контракта на железнодорожные поставки под угрозу. Более того, в результате этого конфликта может быть сорвано строительство ответвления на Китай от магистрального трубопровода ВСТО, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. В прошлом году Москва и Пекин так и не смогли подписать договор о строительстве китайской ветки, хотя ее проект уже готов.
В ситуации, когда поставки нефти в Китай по железной дороге слишком дороги, а судьба китайского ответвления ВСТО окутана туманом, трубопровод Атасу — Алашанькоу становится самым выгодным и перспективным маршрутом экспорта нефти в Поднебесную, в том числе и для "Роснефти". Однако дополнительных объемов нефти для экспорта в Китай у российской госкомпании сейчас нет, они могут возникнуть только в случае расторжения контракта с CNPC, замечает г-н Крутихин. В "Роснефти" подчеркивают, что поставки нефти для CNPC сейчас ведутся в соответствии с условиями контракта. Собирается ли "Роснефть" поставлять нефть в Китай по Атасу — Алашанькоу, в компании не говорят.
АНАСТАСИЯ КРАСИНСКАЯ
Источник "РБК-daily"
Пятница, 25 января 2008, 17:36
|