В этом году на аптечном рынке развернется серьезная борьба за место под солнцем. Лидер рынка сеть "36,6", как ожидается, остановится в агрессивном росте, сосредоточившись на повышении эффективности бизнеса. Эстафету у нее, по словам экспертов, примут несколько новых компаний, относящихся пока ко второму эшелону. В частности, в 2007 году весьма динамично развивались такие игроки, как сети "Радуга" и А5, которые пока располагаются за пределами первой десятки. Однако они имеют все шансы войти в нее по итогам 2008 года.
По оценкам ЦМИ "Фармэксперт", по итогам первого полугодия 2007 года в первую десятку аптечных коммерческих сетей входили: "36,6" (доля рынка 4,85%), "Ригла" (3,045%), "Фармакор" (2,03%), "Имплозия" (1,65%), "Доктор Столетов" (1,15%), "Биотэк" (1,1%), "Вита" (1,08%), "Старый лекарь" (1,06%), "Первая помощь" (1,04%), "Здоровые люди" (0,76%).
Как рассказал РБК daily гендиректор сети А5 Владимир Кинцурашвили, в 2008 году его компания собирается вложить 14 млн долл. на открытие 140 аптек. Таким образом, сеть А5 к концу года по числу точек должна достичь как минимум 246 аптек. Очень активно развивается и сеть аптек "Радуга", принадлежащая фармдистрибьютору РОСТА. По информации РБК daily, в конце 2007 года компания путем покупки нескольких региональных игроков довела число точек до 500 и планирует продолжить свой рост такими же темпами.
Директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк уверен, что "Радуга" имеет все шансы войти по итогам 2008 года даже в пятерку лидеров: "У них уже сейчас большое количество аптек, и в дальнейшем компания сможет развиваться динамично за счет того, что за ними стоит РОСТА". Хорошего роста г-н Шуляк ждет и от А5: "Их обороты уже показывают, что А5 работает на рынке эффективно". Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов отмечает, что эти сети смогут интенсивно развиваться и отвоевать долю рынка именно за счет вложений владельцев — как инвесторов РОСТА, так и акционеров А5. "При этом сложности возникнут у "36,6" и других компаний, не имеющих мощных финансовых активов: их темпы роста могут замедлиться, — прогнозирует г-н Мелик-Гусейнов. — Они уже сейчас поменяли концепцию развития: если раньше целью было быстрее "застолбить" за собой новую территорию и открыть побольше точек, то сейчас они смотрят на ликвидность бизнеса. Так, "36,6", терпящая убытки, пошла по такому пути, и поток сделок с их стороны замедлился".
Правда, гендиректор RMBC Мария Денисова считает, что такие темпы роста, которые демонстрировали аптечные сети в 2007 году, в нынешнем году никто демонстрировать не будет. "2007 год был годом активных слияний и поглощений аптечных сетей, в этом же году аптечные сети займутся построением эффективного управления и ребрендингом приобретенных активов, — уверена она. — Появление новых игроков на рынке, по нашему мнению, маловероятно, скорее всего, уже существующие лидеры рынка будут покупать более мелкие сети". В подтверждение ее слов об активном развитии заявляют сети, которые уже входят в десятку лидеров. Так, на днях планами на 2008 год поделилась сеть "Доктор Столетов", которая собирается вырасти вдвое и довести число аптек до 700, увеличив долю рынка до 1,5%. Собирается вырасти вдвое и "Фармакор", который сейчас насчитывает 300 точек, об этом РБК daily рассказал генеральный директор компании "Фармакор" Илья Милевич.
МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА
Источник "РБК-daily"
Вторник, 26 февраля 2008, 13:24
|