Вторую очередь ВСТО "Транснефть" готова начать до запуска первой
"Транснефть" готова не откладывать в долгий ящик строительство второй очереди нефтепровода ВСТО. По прогнозам руководителя центра управления проектом ВСТО-II Сергея Сергеева, оно может стартовать уже во второй половине будущего года. Вчера на презентации проекта в Хабаровске менеджер отметил, что на реализацию проекта потребуется не менее четырех лет, а его стоимость в ценах 2006 года составит 320—330 млрд руб. Аналитики не видят необходимости в форсировании строительства трубы, пока не будут найдены резервы нефти для ее наполнения.
ВСТО строится в два этапа. Мощность первой очереди Тайшет — Сковородино составит 30 млн т нефти в год. Ранее ее планировалось запустить до конца 2008 года (с учетом старта в апреле 2006 года на весь проект отводилось два года и восемь месяцев). Но по прогнозам президента "Транснефти" Николая Токарева, ввод в эксплуатацию возможен не ранее четвертого квартала 2009 года. Вторая очередь трубы будет на 794 км короче и пройдет рядом с Транссибом по территориям Амурской, Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.
По словам Сергея Сергеева, которого цитируют информагентства, ТЭО проекта должно пройти госэкспертизу в декабре 2008 года. "Если будет особое указание правительства, к строительству второй очереди мы сможем приступить во второй половине 2009 года", — сказал он. Таким образом, можно предположить, что старт строительства этой трубы может произойти до запуска первой ее части. Менеджер оценивает предварительную стоимость строительства ВСТО-II в 320—330 млрд руб. в ценах 2006 года. На его реализацию, как отмечает он, потребуется не менее четырех лет.
Между тем в декларации о намерениях по реализации второго этапа нефтепровода, которая есть у РИА РБК, стоимость проекта оценивается в 353,7 млрд руб. в ценах второго квартала 2008 года, а на строительство планируется потратить от 14,5 до 17,5 месяца. Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог" полагает, что прежде чем приступать к строительству второй очереди ВСТО, необходимо отыскать необходимые объемы нефти для ее наполнения. По его подсчетам, на ряде месторождений Западной Сибири, на нефть которых частично рассчитывают при заполнении нефтепровода, наблюдается существенное падение добычи, до 8—10% в год.
По данным декларации о намерениях по реализации второго этапа ВСТО, 80 млн т нефти можно будет найти на месторождениях юга Сибирской платформы (10—40 млн т в год), Юрубчено-Тохомском месторождении "Роснефти", Куюмбинском — "Славнефти", от 6 млн до 24 млн т — в Западной Сибири, 18 млн т — на Талакане, Верхней Чоне, Дулисьминском и Даниловском месторождениях, которые разрабатывают соответственно "Сургутнефтегаз", ТНК-BP и "Роснефть", Urals Energy и Иркутская нефтяная компания.
Но Валерий Нестеров замечает, что на Юрубчено-Тохомском и Талаканском месторождениях нефть высокого качества и компании предпочли бы отправить ее на переработку на НПЗ, а не на экспорт. Эксперт считает, что начинать строить вторую очередь трубы следует хотя бы после окончания первой, а возможно, даже сделать некоторый перерыв между двумя проектами, учитывая, что нефтяники должны быть готовы заполнить ее.
Михаил Крутихин, управляющий партнер консалтинговой компании RusEnergy, отметил, что к оценочной стоимости проекта в ценах 2006 года следует прибавить как минимум объем инфляции, учитывая, что за последние два года, только по официальным данным, она составила более 20%, а в следующем году может превысить 12% в год. Кроме того, только за последний год цены на металлы подскочили на 30%. Эксперт отмечает, что по закону до появления поручения правительства о начале строительства ВСТО-II "Транснефть" не может приступить даже к разработке ТЭО проекта. Он считает, что четыре года на вторую очередь — это слишком долго, учитывая, что параметры трассы намного менее сложны, чем ее первая часть. Но эксперт не исключает, что цифра названа с учетом разработки ТЭО проекта.
ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА
Источник "РБК-daily"
Четверг, 6 марта 2008, 14:47
|