Объем продаж легковых российских и иностранных
автомобилей в РФ до конца 2009 г. сократится при базовом
сценарии на 50% до около 1.6 млн шт., при пессимистическом
- на 60% до 1.3 млн шт. Об этом сообщил на
пресс-конференции директор PricewaterhouseCoopers (PwC)
Андрей Комаров.
По его словам, PricewaterhouseCoopers не ожидает
резкого изменения динамики рынка во второй половине
текущего года, в первую очередь, в связи с ухудшающейся
макроэкономической ситуацией и исчерпанием ликвидных
автомобилей 2008 года выпуска. Также многое будет зависеть
от мер, принимаемых правительством, и ситуации на рынке
автокредитования. При этом Комаров отметил, что при
оптимистическом сценарии развития объемы внутреннего
производства легковых автомобилей в РФ могут выйти на
докризисный уровень в 2011 году.
В свою очередь партнер PricewaterhouseCoopers,
руководитель практики по предоставлению услуг компаниям
автоотрасли Стенли Рут сообщил, что, по данным
PricewaterhouseCoopers, падение продаж автомобилей в РФ в
первом полугодии текущего года составило 55% (до 743
штуки), в денежном выражении - 62% (до 12.8 миллиарда
долларов).
По его словам, в частности, продажи российских
автомобилей в январе-июне упали на 54%, продажи иномарок
российского производства - на 40%, импорт новых автомобилей
- на 64%, импорт подержанных автомобилей - на 97%.
Рут обозначил основные тенденции на авторынке в РФ в
первом полугодии.
"Произошло существенное изменение средней стоимости
автомобилей во всех сегментах по следующим причинам:
существенные изменения курса рубля, масштабные дисконтные
продажи, высокая доля машин, произведенных в 2008 году, в
продажах текущего года, повышение таможенных пошлин.
Средняя стоимость автомобиля в долларах снизилась на 16% и
выросла на 13% в рублях", - сказал Рут.
Еще одной тенденцией он назвал то, что произведенные в
РФ автомобили продаются лучше других категорий автомобилей
как в количественном, так и в денежном выражениях.
"Товарные запасы явились важным, но краткосрочным
стимулом для рынка, они вызвали существенную ценовую
конкуренцию в первой половине 2009 года и удержали продажи
от еще большего падения. В последующие шесть месяцев
влияние запасов на динамику рынка не будет столь
существенным", - отметил Рут.
По его словам, объем авторынка в РФ в количественном и
денежном выражении падает и пока темпы падения
увеличиваются. "Мы не ожидаем резкой положительной динамики
рынка, в первую очередь, по причинам исчерпания складских
запасов (которые продавались со значительным дисконтом),
дальнейшего роста уровня безработицы, дальнейшего снижения
потребительской уверенности", - отметил партнер
PricewaterhouseCoopers.
По его словам, снижение российского авторынка в первом
полугодии было существенно больше по сравнению с
крупнейшими рынками Европы - по итогам первых шести месяцев
Россия заняла пятое место среди стран "старого света" по
объему регистрации новых легковых автомобилей после
Германии, Франции, Италии и Великобритании.
Рут также отметил, что меры по стимулированию
утилизации старых автомобилей, которые успешно внедрены в
таких странах, как Германия, Австрия, Япония, Франция,
Италия, Великобритания и планируется к внедрению в США,
были бы полезны для российского авторынка. Такие меры
позволили бы стимулировать рост продаж и помочь обновить
крайне аварийный и устаревший автопарк (почти половина
российского автопарка старше 10 лет), добавил Рут.
В свою очередь, Комаров, говоря о рынке
автокредитования, сообщил, что в первом полугодии 2009 года
чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит (в
январе-июне 2008 года - более 50%), в денежном выражении
это составило 17% (в первой половине 2008 года - 35%).
Таким образом, рынок автокредитования снизился в
январе-июне текущего года в пять раз, по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года.
"В связи с расширением программы господдержки
автокредитования (увеличение максимальной стоимости
автомобиля с 350 до 600 тысяч рублей, снижение
первоначального взноса с 30% до 15%, расширение списка
банков-участников) мы ожидаем оживления рынка
автокредитования во втором полугодии текущего года", -
заявил представитель PwC.
Комаров и Рут отметили, что на российском рынке
наиболее успешно противостоят кризису иностранные
производители, имеющие производственные мощности на
территории РФ - по сравнению с первой половиной 2008 года,
в январе-июне текущего года они увеличили свою долю в
количественном выражении с 18 до 26%.