General Motors отказался от планов продажи Opel
российско-канадскому консорциуму Magna-"Сберегательный банк
РФ". Такое решение было принято на заседании правления
концерна в Детройте.
Руководство GM считает, что деловая обстановка в Европе
улучшилась и теперь концерн может справиться с кризисом на
предприятии своими силами, однако в Москве и Берлине это
мнение считают излишне оптимистичным.
Отказ от продажи Opel стал полной неожиданностью для
участников переговоров. Ведь еще 10 сентября этого года
руководство GM объявило, что продаст контрольный пакет Opel
консорциуму австро-канадской Magna International и
российского "Сбербанка". Предполагалось, что в результате
сделки консорциум получит 55% акций компании, работники
Opel - 10%, а GM оставит в своем распоряжении 35% акций.
Финансовая помощь потребовалась Opel, пострадавшему от
экономического кризиса, еще в конце прошлого года -
немецкий концерн обратился тогда за поддержкой к
правительству. Благодаря мерам властей по поддержке
автопроизводителей Opel удалось избежать банкротства.
Сделка с Magna-"Сбербанк" должна была принести немецкому
автоконцерну полмиллиарда евро. Кроме того, поддержку Opel
обещало и правительство ФРГ - но в том случае, если он
будет продан консорциуму.
В заявлении, распространенном по итогам заседания
правления, исполнительный директор GM Фриц Хендерсон
"поблагодарил за тяжелую работу" правительства Германии и
других стран ЕС, а также концерн Magna и партнеров в
России, но отметил, что принятое решение является "наиболее
стабильным и наименее затратным подходом к обеспечению
долгосрочного благополучия Opel и Vauxhall".
Он сказал, что GM сможет справиться с кризисом на Opel
собственными силами. "Деловая обстановка в Европе
улучшилась. В то же самое время совокупное финансовое
здоровье и стабильность GM значительно улучшились за
последние несколько месяцев, что дает нам уверенность в
успешности реструктуризации европейского подразделения
(Opel)", - заявил исполнительный директор автогиганта.
Хендерсон пообещал, что план реструктуризации компании
будет представлен Германии и правительствам других стран в
скором времени.
Между тем отказ от продажи Opel сулит GM дополнительные
издержки. Дело в том, что правительство Германии выделило
General Motors бридж-кредит на сумму 1.5 миллиарда евро для
поддержания нормальной работы Opel до момента его передачи
новому владельцу. И теперь, после отказа от продажи Opel,
эти деньги придется вернуть - причем до 30 ноября. Кроме
того, Opel не получит от Берлина дополнительную финансовую
помощь в размере 4.5 миллиарда евро, поскольку ее условием
также было решение в пользу консорциума Magna-"Сбербанк".
Реакция на решение GM последовала достаточно резкая,
причем наиболее сдержанно отреагировал один из
несостоявшихся покупателей - австро-канадская Magna.
Исполнительный директор компании Зигфрид Вульф заявил, что
Magna с пониманием встретила решение американского
концерна, принимает его и продолжит сотрудничать как с GM,
так и с Opel. Комментарий второго участника консорциума -
"Сбербанка" пока не последовал.
А вот власти России и Германии в этом вопросе были
весьма категоричны. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала
решение GM "поражением", а премьер-министр федеральной
земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями
General Motors "растоптала" "многомесячные старания" Европы
по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной
финансовой ситуации.
"Поведение General Motors является абсолютно
неприемлемым как по отношению к сотрудникам (компании), так
и по отношению к Германии", - заявил новый глава
Минэкономики Германии Райнер Брюдерле.
В России первым решение GM прокомментировал
вице-премьер Александр Жуков. В беседе с журналистами в
Нижнем Новгороде он высказался в том ключе, что у
российского автопрома достаточно проблем и без Opel.
Вслед за ним выступил пресс-секретарь премьера РФ
Дмитрий Песков. Он сообщил, что решение GM об отказе от
сделки по продаже Opel консорциуму Magna-"Сбербанк" удивило
правительство и лично Владимира Путина.
При этом Песков сообщил, что Magna и "Сбербанк", по его
данным, "в ближайшее время намерены провести консультации с
GM, а также провести глубокий юридический анализ
сложившейся ситуации". "Правительство РФ в этой работе
участия принимать не будет", - подчеркнул он, добавив, что
у кабинета министров есть обширные планы по развитию
отечественного автопрома.
В свою очередь источник, близкий к правительству РФ,
заявил, что оптимизм правления General Motors, решившего не
продавать Opel в связи с улучшением деловой обстановки в
Европе, может оказаться необоснованным. Он отметил, что
конъюнктура, в том числе и на германском рынке, поменялась
к лучшему, в том числе благодаря планам Magna и
"Сбербанка", которые были готовы развивать компанию Opel,
инвестировать в расширение производства, а также продвигать
продукцию компании на российском рынке.
Собеседник добавил, что в этой части была особенно
заметна работа "Сбербанка", который договаривался с
правительством РФ по продвижению продукции Opel на
российском рынке. "Надо понимать, что в случае отказа от
сделки ничего этого не будет. На российском рынке в спину
Opel дышат другие крупные автопроизводители. Поэтому
избыточный оптимизм GM в части улучшения конъюнктуры в этом
контексте может быть необоснованным", - сказал источник.
Решение GM вызвало негативную реакцию профсоюзов.
Производственный совет Opel призвал рабочих заводов
компании по всей Европе устроить масштабную забастовку в
ответ на отказ GM продавать свои европейские филиалы Opel
консорциуму Magna-Сбербанк.
"Акции начнутся в Германии и пройдут по всей Европе", -
заявил Клаус Франц, глава производственного совета Opel, на
немецких заводах которого трудятся более 25 тысяч рабочих.
По его словам, "предупреждающие забастовки" могут
начаться уже в ближайшее время.