В ходе европейских торгов в пятницу евро восстановился с шестинедельных минимумов, достигнутых в паре с долларом США в ходе азиатской торговой сессии, после того, как лидеры стран ЕС заверили инвесторов в том, что на владельцев европейских облигаций не будет возложена часть расходов, связанных с реструктуризацией суверенных долгов.
Это сообщение ослабило давление на ирландские долговые обязательства, доходность которых в сравнении с доходностью бондов Германии накануне выросла до рекордного уровня. Сегодня спрэд по доходности между ирландскими и немецкими бондами сузился до 635 б.п. против 700 б.п. в четверг.
В совместном заявлении, принятом в ходе саммита G-20 лидерами Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, утверждается, что текущие владельцы европейских долговых обязательств не должны нести бремя расходов на программы финансовой поддержки, если такие будут запущены в ближайшее время.
"Вне зависимости от дискуссий, проводящихся в зоне евро по поводу создания постоянного антикризисного механизма в будущем и потенциальной вовлечённости частного сектора в этот механизм, мы свидетельствуем о том, что это не относится ни к каким непогашенным облигациям и ни к каким программам в рамках действующих инструментов", - говорится в заявлении.
Ранее премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн нелицеприятно высказался о Германии, критикуя её за идею так называемой "стрижки" частных инвесторов - владельцев бондов. И хотя Германия дала ясно понять, что речь идет о создании подобного механизма в будущем (не ранее 2013 года), этот план обеспокоил инвесторов.
"Это [предложение Германии] было нецелесообразным, - заявил Коуэн. - Последствия для рынка будут таковы, что инвесторы начнут подвергать сомнению обязательства [европейских стран] по выплате долга".
Министр финансов Ирландии одобрил разъяснение лидеров стран ЕС, заявив, что оно демонстрирует "полное доверие" к бюджетной стратегии, проводимой ирландским правительством. Вместе с тем, газета Irish Times в пятницу сообщила, что Брюссель и Берлин уже проводят неофициальные переговоры с тем, чтобы оценить готовность стран Еврозоны активировать созданный летом экстренный фонд в объеме 750 млрд евро в случае получения просьбы о финансовой поддержке от Дублина.
Таким образом, несмотря на то, что угроза официальной "стрижки" частных владельцев европейских бондов временно отведена, риски дефолта или реструктуризации долговых обязательств периферийных стран сохраняются. К текущему моменту пара EUR/USD торгуется вблизи отметки 1.3700, восстановившись с внутридневного минимума 1.3573, но не сумев удержаться на сегодняшнем максимуме 1.3745.
Сегодня Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного представителя греческого правительства сообщил, что дефицит госбюджета Греции в этом году достигнет примерно 9.3%, а уровень дефицита за 2009 год будет пересмотрен в сторону повышения с 13.8% до 15%.
В мае Греции была предоставлена массивная финансовая помощь ЕС и МВФ на сумму 110 млрд евро, условием которой стало снижение дефицита бюджета страны до 8.1% ВВП в 2010 г. с 13.8% в 2009 г. и до 7.6% в 2011 г. Уровень налоговых поступлений в бюджет Греции в этом году оказался ниже ожидавшегося, что означает необходимость принятия правительством Греции дополнительных мер по снижению госрасходов.
Евростат сегодня опубликовал предварительные данные по темпам роста ВВП Еврозоны в III квартале, составившим 0.4% после расширения ВВП на 1% во II квартале. В сравнении с III кварталом 2009 года ВВП Еврозоны вырос на 1.9%. Данные Евростата, в целом, совпали с прогнозом аналитиков, но подчеркнули существующие различия в экономическом развитии базовой части региона и периферийных стран.
В частности, ВВП Греции в III квартале сократился на 1.1% по сравнению с предыдущим кварталом после снижения на 1.7% и 0.6% во II и в I кварталах соответственно, тогда как ВВП Германии в III квартале вырос на 0.7% по сравнению с предыдущим кварталом против ожидаемого повышения на 0.8%. Данные по темпам роста ВВП Германии за I и II квартал были пересмотрены в сторону повышения до 0.6% и 2.3% соответственно, превысив на 0.1% первоначальные показатели.
ВВП Франции в III квартале расширился на 0.4%, замедлив темпы роста по сравнению с 0.7% во II квартале. ВВП Италии вырос лишь на 0.2% после повышения на 0.5% за период с апреля по июнь.
В пятницу закончил свою работу саммит лидеров стран G-20, проходивший в Сеуле. Его результаты не оказали существенного влияния на рынок, поскольку в итоговом коммюнике были максимально сглажены противоречия между странами, о которых говорилось до начала саммита.
"Мы будем воздерживаться от введения протекционистских мер в области торговли и будем противостоять таким мерам во всех формах. Мы признаем важность скорейшего завершения дохийского раунда переговоров", - говорится в рамочном "Соглашении по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста", подписанном на саммите.
В коммюнике говорится, что страны G-20 сосредоточатся на "продвижении к более определяемым рынком системам валютных обменных курсов, увеличивая гибкость валютного курса, который должен отражать экономические фундаментальные показатели, и воздерживаться от конкурентной девальвации валют".
По сообщению помощника президента России Аркадия Дворковича, решение ФРС США об эмиссии на 600 млрд долл в рамках QE2 на саммите "большой двадцатки" не рассматривалось, речь шла о проблеме девальвации национальных валют в целом.
Лидеры G-20 также утвердили инициативу корейского председательства по созданию Глобальной сети финансовой безопасности. Корейские предложения подразумевают создание системы финансовых механизмов, позволяющих оперативно обеспечить доступ к финансовым ресурсам в случае возникновения кризиса или появления его признаков. В основе системы - механизмы и ресурсы МВФ.
Кроме того, в коммюнике саммита озвучены требования к процедурам банкротства системно значимых финансовых институтов. "Мы подтвердили нашу точку зрения, что ни одна компания не должна считаться слишком большой или слишком сложной, чтобы обанкротиться, и что налогоплательщики не должны нести затраты по ликвидации таких компаний. Мы одобрили предложенные Советом по финансовой стабильности систему правил, процесс и сроки для уменьшения моральных рисков, создаваемых системно значимыми финансовыми институтами, и решения проблемы "слишком крупных для банкротства", — говорится в документе.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Пятница, 12 ноября 2010, 16:33
|