По итогам 1-го полугодия 2002 года превышение доходов федерального бюджета над бюджетным заданием (973,7 млрд руб.) составило 17,4 млрд руб., что почти в 3 раза меньше, чем по итогам 1-го полугодия 2001 года (52,2 млрд руб.).
Если исключить из рассмотрения средства ЕСН, то ситуация с дополнительными доходами оказывается совершенно безрадостной - они просто отсутствуют. По сути, наличие дополнительных доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде обусловлено превышением фактических показателей по сбору ЕСН над плановыми значениями.
В январе-июле 2002 года по сравнению с январем-июлем предыдущего года доходы федерального бюджета в реальном выражении выросли на 24,6 проц., расходы (на основании данных о финансировании) - на 25,5 проц. При исключении из рассмотрения средств ЕСН ситуация с реальными доходами и расходами выглядит куда менее обнадеживающей. Так, в январе-июле 2002 года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года реальные доходы (без учета средств ЕСН) федерального бюджета выросли на 3,7 проц., а реальные расходы (без учета средств ЕСН) - на 7 проц. Данная динамика доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует о том, что рост расходов не в полной мере подкреплен ростом доходов. В связи с этим, возможны определенные проблемы с накоплением финансового резерва в достаточном объеме.
В 2002 году расходы на обслуживание государственного и муниципального долга перестали быть основной статьей расходов федерального бюджета. В январе-июле 2002 года наибольшую долю в расходах федерального бюджета составляли расходы на социальную политику, а в случае исключения средств ЕСН - расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней.
|