В "Газпроме" считают, что разрабатываемые c участием компании проекты освоения месторождений углеводородов на Арктическом шельфе выгоднее реализовывать на условиях СРП. Такое мнение высказал в ходе парламентских слушаний на тему: "Правовые проблемы заключения и реализации соглашений о разделе продукции (СРП) при освоении месторождений континентального шельфа", прошедших 21 января в Госдуме, замначальника департамента перспективного развития, науки и экологии ОАО "Газпром" Инсаф Сайфуллин.
И.Сайфуллин отметил, что СРП рассматривается в "Газпроме" как эффективный механизм привлечения инвестиций в крупные проекты. Компания изучила перспективу использования режима СРП, возможность гарантированного обеспечения интересов инвестора по возврату вложений, а также риски от возможных низких цен на добываемое сырье. "Мы убедились, что разрабатываемые c участием "Газпрома" проекты освоения месторождений углеводородов на арктическом шельфе действительно выгоднее реализовывать на условиях соглашений о разделе продукции", - подчеркнул И. Сайфуллин.
Вместе с тем, по мнению докладчика, в законодательстве в сфере СРП существует ряд проблем. Во-первых, отсутствует так называемое "сопутствующее законодательство", регулирующее все аспекты подготовки СРП. Еще в 2000 году правительство РФ одобрило "План-график подготовки законодательных и нормативных актов по вопросам соглашений о разделе продукции". Однако он практически не выполнен. В том числе отсутствует законодательная проработка утверждения соглашений, связанных с использованием участков недр на континентальном шельфе.
Также была отчемена нестабильность законодательства по СРП. Так, принятый 30 декабря 1995 г. закон "О СРП" к настоящему времени претерпел ряд существенных изменений. Несмотря на то, что ряд дополнений положительно повлияли на содержание закона, его постоянное изменение вызывает настороженное отношение иностранных инвесторов. Кроме того, многие поправки, по мнению докладчика, затрудняют работу в сфере СРП.
Инсаф Сайфуллин отметил отсутствие четкой, простой и понятной системы госуправления СРП. Курирование этой сферы переходит от одного федерального ведомства другому, а декларированный правительством РФ принцип "одного окна", при котором все согласования проходят через одно ведомство, на практике не работает.
|