В 2002 г. Китай импортировал 69,4 млн т сырой нефти, из которых 4,4 проц. пришлось на долю поставок из России. "ЮКОС" в прошлом году продал китайским компаниям около 1,9 млн т, консорциум Sahalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2") - около 1 млн т, оставшийся объем поставила "Сибнефть".
"ЮКОС" для выхода на китайский нефтяной рынок хочет построить трубопровод "Ангарск - Дацин" стоимостью 2,4 млрд долл., который должен обеспечить поставку нефти с месторождений в Восточной Сибири в Китай. Однако "Транснефть" предлагает альтернативный вариант - строительство трубы из Ангарска в порт Находка, откуда нефть будет танкерами поставляться на азиатские рынки. Окончательное решение о маршруте трубопровода будет принято на заседании правительства в середине марта. При этом не исключен вариант, при котором будут построены оба нефтепровода. Об этом пишут "Ведомости".
А пока "ЮКОС" стремится увеличить поставки на китайский рынок по железной дороге. Как заявил глава пекинского офиса компании Сергей Присяжнюк, "ЮКОС" уже договорился с китайской Sinopec об увеличении поставок нефти до 1,6 млн т в 2003 г. и до 2,5 млн т в 2004 г. Поставки другой китайской нефтяной госкомпании - China National Petroleum Corporation (CNPC), по словам пресс-секретаря "ЮКОСа" Александра Шадрина, должны в этом году возрасти вдвое - до 2 млн т. "Планы поставок CNPC на 2004 г. пока являются предметом переговоров", - говорит Шадрин.
Вся эта нефть будет перевозиться по железной дороге через территорию Монголии. По словам Александра Шадрина, если нефтепровод "Ангарск - Дацин" заработает к 2005 г., то "ЮКОС" полностью свернет железнодорожные перевозки в Китай, а высвободившиеся цистерны будут использованы для перевозки нефти в западном направлении.
Представители "ЮКОСа" не раскрывают стоимость перевозки нефти в Китай по железной дороге.
|