Реализация налоговой реформы в 2003-2005 гг приведет к уменьшению в 2004 г общего объема доходов расширенного правительства /включая доходы государственных социальных внебюджетных фондов/ примерно на 147 млрд руб /около 1 проц ВВП/, а в 2005 г по сравнению с 2004 г - еще на 200 млрд руб /1,13 проц ВВП/. Если учесть, что в 2004 г даже в условиях действующего законодательства /без учета отмены налога с продаж/ ожидается снижение доходов примерно на 0,9 проц ВВП, то общее снижение доходов в 2004 г составит около 1,9 проц к ВВП. Такая оценка Министерства финансов РФ содержится в материалах, подготовленных к сегодняшнему заседанию правительства РФ.
Формирование эффективной налоговой системы предполагает достижение справедливого минимально возможного уровня налоговой нагрузки, имея в виду, что налоговое бремя не должно стать препятствием на пути экономического роста. Ускорение темпов экономического роста в России не возможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства.
Вторая задача налоговой реформы - реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Такое реформирование должно осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, связанных с реформой местного самоуправления. В этой связи предполагается внесение в бюджетный и налоговый кодексы поправок, связанных с изменением сложившегося порядка закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.
Третья задача - совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов.
Четвертая задача - улучшение системы налогового контроля и изменения системы налоговой ответственности.
Произведенные расчеты изменения объемов налоговых доходов бюджетов в результате реализации намечаемых мер по проведению налоговой реформы /включая возможное снижение ставок единого социального налога и НДС/ показали, что осуществление таких мер в полном объеме начиная с 2004 г может привести к единовременному выпадению доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в объеме около 440 млрд руб, что составляет около 3 проц ВВП. Очевидно, что в полном объеме такие потери не могут быть скомпенсированы за счет увеличения налоговых поступлений в результате экономического роста, а также легализации средств, укрываемых в настоящее время от налогообложения. Уменьшение обязательств бюджета в течение одного года в указанном объеме представляется нереальным.
Для сохранения достигнутого уровня непроцентных расходов в реальном выражении расходы федерального бюджета в 2004 г должны вырасти в ценах и условиях 2004 г на 170 млрд руб. Если исходить из темпов экономического роста /при сохранении их уровня в размере 13 проц к ВВП/, то общий прирост таких расходов не должен превысить 270 млрд руб. При этом наиболее оптимальным приростом непроцентных расходов представляется сумма в размере 200 млрд руб, что составляет 12,54 проц ВВП.
Сложность задачи сдерживания роста непроцентных расходов в указанных параметрах обусловлена тем, что ранее принятые решения и обязательства требуют увеличения в 2004 г непроцентных расходов примерно на сумму 500 млрд руб.
Предлагается снизить с 2004 г основную ставку НДС с 20 до 18 проц при сохранении пониженной ставки /10 проц/ по социально значимым товарам и услугам. По расчетам в предполагаемых макроэкономических условиях, реализация только этой меры должна обеспечить в 2004 году снижение налогового бремени /с соответствующим сокращением доходной базы федерального бюджета/ на сумму около 97 млрд руб.
Предлагается принятие, начиная с 2004 г, к зачету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками поставщикам товаров /работ, услуг/ при осуществлении капитальных вложений до окончания срока ввода объектов в эксплуатацию.
В целях дальнейшего ослабления налогового бремени целесообразно начиная с 2005 г серьезно снизить эффективную ставку единого социального налога /ЕСН/. Снижение эффективной ставки ЕСН предлагается осуществить путем установления ставки ЕСН в размере 26 проц для доходов до 300 тыс руб, в размере 10 проц для доходов от 300 тыс до 600 тыс руб и в размере 2 проц с доходов свыше 600 тыс руб на одного работника. Пропорциональным образом могут быть изменены и налоговые ставки для тех категорий налогоплательщиков, которые в настоящее время уплачивают ЕСН по пониженным ставкам.
По расчетам, реализация этого предложения должна привести к снижению в 2005 году эффективной ставки ЕСН примерно на 5,7 процентных пункта к фонду оплаты труда - с 30,1 проц до 24,4 проц, что, по оценке Минфина, могло бы снизить поступления в 2005 г по сравнению с действующей шкалой этого налога /без учета расширения налоговой базы за счет легализации части ныне укрываемой от налогообложения зарплаты/ примерно на 224 млрд руб, а с учетом расширения налоговой базы за счет легализации налогоплательщиками расходов на оплату труда -примерно на 194 млрд руб.
В случае благоприятной финансовой ситуации в течение 2005 г возможно решение вопроса о введении начиная с 2006 г единой налоговой ставки по НДС в размере 16 проц. Реализация только этой меры должно обеспечить в 2006 году снижение налоговой нагрузки еще примерно на 70 млрд руб, или около 0,4 проц ВВП.
В целях повышения эффективности российской налоговой системы с 1 января 2004 г отменяется налог с продаж. Фискальная нагрузка этого налога усугубляется несовершенством законодательного регулирования процесса взимания этого налога, что является сдерживающим фактором развития отдельных отраслей - отраслей розничной торговли и сферы услуг. Компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж, предполагается осуществить за счет повышения фискальной значимости налога на имущество организаций, отказа от зачисления в федеральный бюджет налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса, а также передачи в региональные бюджеты части акцизов на нефтепродукты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет.
Одновременно с отменой налога с продаж предполагается пересмотреть перечень региональных и местных налогов и сборов, закрепленный в статьях 20 и 21 закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В частности, необходимо отказаться от таких налогов и сборов, как сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторых других. Кроме этого, уже принято решение об отмене с 1 января 2004 г сбора за уборку территорий населенных пунктов, взимаемого в 2003 г с юридических лиц в размере до 1,5 проц фонда оплаты труда. В результате предлагаемых мер в составе региональных налогов останутся налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес; в составе местных налогов - налог на имущество физических лиц. земельный налог и налог на рекламу. С введением в перспективе налога на недвижимость налоги на имущество организаций и на имущество физических лиц. а также земельный налог прекратят свое действие.
По налогу на имущество физических лиц предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки. По земельному налогу предусматривается переход на налогообложение земельных участков исходя из кадастровой стоимости этих участков. Налог на наследования и дарения предполагается установить в качестве федерального налога, предусмотрев заметное снижение налоговых ставок и с зачислением сумм от его взимания в местные бюджеты.
В 2003 г ожидается принятие Госдумой внесенных правительством глав Налогового кодекса, регулирующих уплату водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В течение 2003 г должны быть подготовлены проекты законодательных актов, касающиеся системы платежей за пользование лесными ресурсами, с учетом существующего мирового опыта применения таких платежей. В целях усиления стимулирующей роли платежей за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и платежей за пользование лесными ресурсами в качестве инструмента по более бережному и рациональному использованию природных ресурсов предполагается некоторое увеличение сумм, поступающих в региональные и местные бюджеты от таких платежей, что должно стать одним из источников компенсации потерь территориальных бюджетов в связи с отменой налога с продаж.
В течении весенней сессии Госдумы предполагается принятие внесенной правительством главы кодекса, устанавливающей специальный налоговый режим для участников соглашений о разделе продукции /СРП/.
Закончена работа по переработке главы кодекса, которой регулируется специальный налоговый режим в виде единого налога на сельхозтоваропроизводителей. Предлагаемый единый налог, которым заменяется ряд действующих налогов /кроме земельного налога/, предусматривается уплачивать от "чистого дохода". Этот режим предполагается устанавливать на основе добровольности его применения, возможности использования смешанными хозяйствами, а также прямого действия на всей территории России. По сельхозорганизациям, не перешедшим на специальный режим, предлагается постепенное поэтапное увеличение ставки налога на прибыль.
В 2003 г Госдума примет главу кодекса, регулирующую уплату госпошлины с введением в действие с 1 января 2004 г. При этом предусматривается заметное - в среднем в 2-2,5 раза - снижение размеров госпошлины при обращении в суды и за совершение нотариальных действий. В эту главу предполагается также включить абсолютное большинство из существующих ныне сборов, взимаемых госорганами на основании отдельных решений правительства РФ, министерств, ведомств, законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. С вступлением в силу этой главы будут отменены существующие ныне налог на операции с ценными бумагами и налог на использование наименования "Россия" и образованных на его основе словосочетаний.
Предлагается предусмотреть начиная с 2004 г некоторое увеличение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ на нефть и природный газ в качестве фактора, компенсирующего снижение налоговой нагрузки на нефтяной и газовый секторы в результате осуществления других мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах. С учетом "выигрыша" нефтедобывающей отрасли от предполагаемого снижения основной ставки НДС базовую ставку НДПИ предлагается увеличить с 340 до 357 руб за тонну. Налоговую ставку НДПИ при добыче природного газа предлагается установить в размере 193 руб за 1 тыс куб м. Будет сохранен до 2011 г срок действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ при добыче нефти;
Отменяется с 1 января 2004 г акциз на природный газ с компенсацией связанных с этим потерь федерального бюджета за счет увеличения ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5 до 20 проц, а также увеличения НДПИ при добыче природного газа. В результате обусловленная существенным различием в уровне цен газа по внутренним и внешним поставкам сверхприбыль газоторгующих организаций будет изыматься не с помощью акциза, а с помощью, в первую очередь, экспортной пошлины. Одновременно предлагается отказаться от существующей адвалорной ставки НДПИ при добыче природного газа в пользу специфической ставки.
Предполагается внести определенные уточнения в главу 25 кодекса "Налог на прибыль организаций", направленные на решение отдельных вопросов, касающихся налогового учета /с целью приближения его к бухгалтерскому учету/, амортизационной политики, особенностей налогообложения при страховании, доверительном управлении имуществом, и некоторых других вопросов, связанных с применением этой главы кодекса.
Кроме того, представляется необходимым отменить с 1 января 2004 г действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, решения по которым были приняты органами законодательной власти субъектов РФ до 1 июля 2001 г в отношении организаций, осуществляющих инвестиционные и иные проекты по развитию соответствующих субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка применения НДС предлагается решить проблему применения нулевой ставки налога для налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов, в том числе упростить обоснование нулевой ставки по морским и автомобильным перевозкам; частично решить вопрос о налогообложении авансов, восстановив ранее действовавший порядок при котором исчисленный налог с авансов принимается к зачету в том же периоде, в котором осуществлена поставка, а не после фактической уплаты налога в бюджет.
Должен быть подготовлен проект федерального закона, направленный на устранение недостатков при применении нового режима уплаты акцизов на нефтепродукты.
В целях стимулирования строительства и приобретения жилья населением предлагается внесение изменений в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" кодекса, предусматривающих увеличение начиная с 2004 г имущественного вычета с 600 тыс руб до 1 млн руб, с учетом фактически складывающихся цен на жилье в среднем по РФ.
Представляется оправданной отмена налогового контроля за расходами физических лиц, предусмотренного статьями 86.1-86.3 Налогового кодекса. Реализация этой меры будет способствовать привлечению в экономику дополнительных средств и одновременно позволит сэкономить государственные средства на осуществление этого контроля.
В качестве одного из способов повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в РФ представляется целесообразным применение механизма создания территориальных образований с особыми экономическими условиями функционирования - особые экономические зоны /ОЭЗ/.
В соответствии с предполагаемым на 2004-2006 гг ростом цен на потребительские товары, предполагается проведение ежегодной индексации специфических ставок акцизов по подакцизным товарам. При этом на 2004 г предлагается более высокая - на 20 проц - индексация специфической составляющей ставки акцизов по табачным изделиям.
Источник материала Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС".
Четверг, 24 апреля 2003, 13:31
|