За последние два года курс евро к американскому доллару вырос на треть. Это дорого обошлось европейским автоконцернам, большая часть расходов которых номинирована в евро, а цены за пределами Европы номинированы в долларах. Падение доллара сократило объем продаж Volkswagen в 2003 г. "на сумму, значительно превышающую 1 млрд евро", говорит гендиректор Volkswagen Бернд Пишетсриедер. Более 20% выручки Volkswagen приносят страны долларовой зоны.
Теперь европейские автопроизводители намерены расширить свои производственные мощности в США, а также в Мексике и Бразилии, где доллар играет роль основной расчетной валюты наряду с местными песо и реалом. Это позволит им снизить зависимость от колебаний валютных курсов. К примеру, Mercedes будет производить автомобили на фабрике DaimlerChrysler в американском Таскалуса, а Volkswagen перенесет производство моделей Jetta и Bora из Германии и Словакии в Мексику. Там же c 2005 г. концерн будет производить новый Golf. "[Единственный способ борьбы с колебаниями курсов валют] в среднесрочной и долгосрочной перспективе - производить их в зонах соответствующих валют", - объясняет финансовый директор Volkswagen Ханс Дитер Поэтш.
Аналитики указывают, что перенос производства идет слишком медленно. По мнению Эдама Коллинса из Commerzbank, для Volkswagen предлагаемых мер может оказаться недостаточно, чтобы полностью обезопасить себя от курсовых колебаний: "Компания будет производить в долларовой зоне всего около 200 000 автомобилей в год, или около 5% от общего объема".
Падением выручки проблемы европейских автопроизводителей не исчерпываются, отмечает Коллинс. Он обращает внимание на усиление позиций азиатских компаний на рынках Западной Европы. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в 2003 г. доля японских и южнокорейских компаний в продажах новых пассажирских автомобилей выросла на 1,8% до 16%.
Это произошло за счет сокращения долей европейских компаний, а больше всех сдал Fiat - его доля уменьшилась с 8,2% до 7,4%. Единственным исключением стала BMW, доля которой на рынке выросла на 0,1% до 4,4%.
При этом японские компании пострадали меньше, ведь к иене доллар подешевел намного меньше, чем к евро, говорит Коллинс. К тому же они производят значительно больше автомобилей в долларовой зоне. Так, в 2003 г. Toyota Motor произвела в Северной Америке 1,66 млн автомобилей (около 25% от общего объема производства). У европейского подразделения DaimlerChrysler - Mercedes - этот показатель составил всего около 90 000 автомобилей, или менее 10% от общего объема производства, а у BMW - около 150 000 автомобилей, или около 14%. Хотя совсем избежать последствий сильной иены им, конечно, не удалось.
Впрочем, причины неудачи европейцев кроются не только в курсе их валюты. Коллинс отмечает у них недостаток новых моделей. По его мнению, это в первую очередь относится к Peugeot и Ford Europe. А старший аналитик исследовательской компании Global Insight Колин Коучмэн полагает, что азиатские производители добились успеха, так как сосредоточились на вкусах европейцев. "Японские и корейские производители переманивают покупателей как недорогих, так и люксовых марок", - говорит он, напоминая, что Toyota планирует к 2010 г. удвоить объем продаж в Европе, доведя его до 1,2 млн автомобилей. Вместе с тем Коучмэн не уверен, что в этом году азиатским производителям удастся повторить свой успех. (Использованы материалы WSJ, DJ)
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 20 января 2004, 09:47
|