Вчера первый зампред ЦБ Олег Вьюгин удивил экономистов, спрогнозировав прекращение роста золотовалютных резервов в феврале - марте. Эксперты считают, что при нынешних ценах на нефть рост резервов неизбежен, хотя он и не будет столь стремительным, как в декабре - январе.
За прошлый год российские ЗВР увеличились на $29,1 млрд (60,9%) до $76,9 млрд. Причем в декабре прирост составил $8,7 млрд, или 12,8%. С начала года по 23 января их объем вырос еще на $5,8 млрд (7,5%) до $82,7 млрд, свидетельствуют данные Центробанка.
Вчера первый зампред ЦБ Олег Вьюгин сообщил в Цюрихе, что основным "поставщиком" валюты в страну в последние месяцы выступают зарубежные инвесторы, а это "очень временная" ситуация. Вьюгин рассчитывает, что вскоре приток валюты по этому каналу ослабеет и рост резервов приостановится вовсе, передает "Прайм-ТАСС".
В последнее время Центробанку приходится покупать почти всю поступающую в страну валюту. Валютные дилеры говорят, что порою ЦБ приобретает до $1 млрд в день. А за весь прошлый год, по данным Центробанка, российские золотовалютные резервы выросли на 60,9% (до $76,9 млрд).
Огромный приток валюты в страну обеспечивают высокие цены на энергоносители: объем продаваемой экспортерами валютной выручки растет вместе с ценами. Продают валюту и иностранные инвесторы, чтобы вложить полученные рубли в российские активы. В то же время спрос на доллар сейчас минимален, поскольку доллар сдает свои позиции и на мировых рынках.
Центробанку же приходится скупать валюту, чтобы не допустить резкого роста курса рубля - это подорвет конкурентоспособность российских товаров и обесценит сбережения граждан. Но для покупки валюты ЦБ печатает дополнительные рубли, что стимулирует инфляцию. В прошлом году ее удалось удержать на прогнозируемом уровне в 12%, но на этот год перед Центробанком стоит цель снизить инфляцию до 10%.
Между тем в декабре, когда резервы за один месяц выросли на 12,8%, денежная база (средства в наличной форме и на счетах) увеличилась сразу на четверть, и через несколько месяцев это обернется всплеском инфляции. А резервы продолжают рост - с начала года по 23 января они увеличились на 7,5% (до $82,7 млрд).
И опрошенные "Ведомостями" эксперты не разделяют ожиданий Вьюгина насчет скорой стабилизации золотовалютных резервов. "Такой прогноз не представляется реалистичным", - говорит бывший первый зампред ЦБ, замгендиректора ХК "Интеррос" Сергей Алексашенко. В феврале, по его словам, резервы традиционно растут из-за сезонного оживления внешней торговли.
Но основной расчет ЦБ связан с сокращением притока в страну спекулятивного капитала. "Реакция рынков на последнее выступление денежных властей США показывает, что даже словесные интервенции ФРС могут развернуть денежные потоки с развивающихся рынков в сторону США. В случае повышения учетных ставок влияние может быть и более существенным", - отмечает один из экономистов Центробанка. Аналитик Объединенной финансовой группы Владислав Орешкин тоже прогнозирует отток краткосрочного капитала, но лишь во втором полугодии.
И рост резервов не прекратится, а лишь замедлится, считает Орешкин. А главный экономист ИК "Тройка Диалог " Евгений Гавриленков прогнозирует средний прирост золотовалютных резервов на уровне $0,5 млрд в неделю. Он считает, что в рамках нескольких дней ЦБ "может делать [с резервами] все, что угодно", но в ближайшие два-три месяца резервы просто обречены расти. С такой задержкой в страну поступает выручка от продажи нефти, цены на которую держатся на стабильно высоком уровне.
Впрочем, рынок уже не воспринимает прогнозы Центробанка как истину в последней инстанции, поскольку весь прошлый год он корректировал свои ожидания. "Оптимистичный" сценарий денежно-кредитной политики предусматривал увеличение золотовалютных резервов до $55 млрд. В марте Вьюгин передвинул эту планку до уровня в $60 млрд, а в августе - до $67 млрд. Но даже такой прогноз оказался превышен на $10 млрд.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 3 февраля 2004, 09:44
|