Как сообщил RBC daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, в результате переоценки стоимость проекта строительства нефтепровода "Тайшет - Находка" увеличена до 12 млрд долл.
Это связано с ростом цен на трубную продукцию, снижением курса доллара и удлинением маршрута транспортировки топлива, отметил он. Впрочем, по мнению экспертов, реальная величина трат на прокладку трубопровода продолжает оставаться в пределах 6-8 млрд долл., а дополнительные миллиарды в смете расходов могли возникнуть из-за включения в смету трат на доразведку месторождений Восточной Сибири, строительство дополнительной инфраструктуры вдоль трубопровода и ответвления на Китай.
Не исключено, что теперь для воплощения задуманного госкомпании придется поступиться принципами и допустить частные нефтяные компании к процессу строительства в обмен на льготы при транспортировке нефти или миноритарную долю в собственности будущей трубы.
Проект прокладки трубопровода от города Тайшета Иркутской области до города Находки (Приморский край) является альтернативой южным маршрутам нефтепровода, предлагавшимся ранее НК "ЮКОС" (Ангарск - Дацин) и самой "Транснефтью" (Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин). В декабре 2003 г. МПР России дало отрицательное заключение по последнему проекту по причине близости маршрута прохождения трубы к озеру Байкал, и "Транснефть" разработала северный маршрут, проходящий в 150 км от озера. Протяженность проектируемой системы - 4130 км. Срок строительства нефтепровода - около 4 лет. Первоначальная стоимость строительства дальневосточного трубопровода оценивалась в 5-7 млрд долл., в дальнейшем представители "Транснефти" заявляли, что она может быть увеличена до 8 и даже до 10 млрд долл.
Как сообщил RBC daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, стоимость строительства трубопровода "Тайшет - Находка" теперь оценивается в 12 млрд долл. "Увеличение стоимости проекта обусловлено, во-первых, тем, что были пересчитаны цены материалов, - отметил он. - 5% стоимости проекта - сама труба, а за последние годы цены на трубную продукцию выросли в 2 раза. Кроме того, учитывалось снижение курса доллара в течение 2003-2004 гг. Наконец, удлинился маршрут транспортировки нефти". Между тем опрошенные RBC daily эксперты относятся к этой цифре скептически. "Это астрономическая сумма. Реальная стоимость проекта - порядка 6 млрд долл.", - сказал RBC daily начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. А один из аналитиков в шутку предположил, что за эти деньги "Транснефть" собирается заодно со строительством трубопровода озеленить тундру.
По мнению специалистов, 12 млрд долл. может быть адекватной суммой для постройки нефтепровода только в том случае, если она будет предусматривать возведение дополнительных трубопроводов и инфраструктуры. "Последняя цифра должна учитывать всю инфраструктуру трубопровода, а также доразведку месторождений Восточной Сибири, нефть с которых должна заполнить трубопровод", - предположил в беседе с RBC daily аналитик ИК "Русские инвесторы" Андрей Громадин. "По-видимому, в эту сумму включили ветки до самих месторождений", - соглашается с ним Максим Шеин. Кроме того, возможно, "Транснефть" включила в стоимость строительства расходы на прокладку дополнительного трубопровода до Китая. "Сумма в 12 млрд долл. может включать в себя стоимость прокладки ветки до Китая, - считает Андрей Громадин. - Трубопровод на Дацин - более дешевый и быстрее реализуемый проект. Эту трубу уже можно проложить до конца 2007 г., если начать строительство в ближайшее время. При ее наличии можно будет с большим основанием говорить о целесообразности маршрута до Находки, а также стимулировать дальнейшее освоение восточносибирских месторождений. Если это действительно так, то называемая сумма адекватна". Впрочем, в самой "Транснефти" отрицают эту возможность. ""Транснефть" не рассматривала проект строительства трубопровода до Дацина, поскольку это изначально был маршрут, предлагаемый другой компанией - ЮКОСом, - говорит Сергей Григорьев. - На первом этапе существовал проект Ангарск - Находка, предусматривавший ответвление на Китай, но сейчас нет и его". Однако, добавляет он, если будет политическое решение о необходимости строительства ответвления до Китая, "Транснефти" не составит труда построить его в рамках текущего проекта. "Построив около 4000 км трубопровода, из которых 1000 км пройдет вдоль границы с Китаем, реально построить и дополнительные 60 км", - отмечает топ-менеджер компании.
Впрочем, как бы ни были распределены траты на "Тайшет - Находку", теперь "Транснефти" придется искать дополнительные источники финансирования строительства трубы. Ранее о желании участвовать в проекте заявляли представители крупных компаний и правительства Японии. Однако, по данным влиятельного британского издания Financial Times, в случае если стоимость строительства действительно существенно превысит первоначальные 6 млрд долл., японская сторона может пересмотреть свою позицию. Сергей Григорьев из "Транснефти" считает, что дополнительные средства можно будет привлечь в любом случае. "Финансирование строительства будет вестись на тендерной основе. Если японцы предложат сверхвыгодное финансирование, средства на строительство трубопровода будут взяты у них, если кто-то другой, то у него", - отмечает он.
Однако эксперты сомневаются, что госкомпания сможет без особых усилий отыскать дополнительное финансирование. "Неясно, где "Транснефть" сможет взять такие деньги. Возможно, ее руководство рассчитывает привлечь деньги российских нефтяных компаний, однако с учетом того, что это стратегический объект, а также с учетом нежелания Кремля отдавать магистральные трубопроводы в частную собственность, это вряд ли реально", - говорит Максим Шеин. А по мнению Андрея Громадина, российским властям все же придется пойти на уступки частным нефтяным компаниям в обмен на инвестиции в трубопровод. "Увеличение стоимости трубы до Находки может означать, что частные нефтяные компании смогут получить долю в проекте в собственность, хотя они и будут обладать в нем только миноритарными правами, - полагает он. - Существует два варианта их участия в строительстве. Согласно первому из них, нефтяники будут частично финансировать стройку. Взамен после сдачи объекта они получат специальные квоты на прокачку нефти по этой трубе. По другому варианту, компании получают миноритарную долю в собственности и эксклюзивные права на заполнение своей доли, которую, возможно, они смогут переуступать третьим компаниям. Первый вариант более предпочтителен как с точки зрения самих нефтяников, так и для государства".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 14 мая 2004, 14:29
|