Федеральная служба по финансам и рынкам продолжает
настаивать на внесении в устав "АвтоВАЗа" положения о
порядке расчета дивидендов по привилегированным акциям.
Чиновники ответили отказом на просьбу предприятия отозвать
соответствующее предписание. Впрочем, юристы считают, что
завод может затягивать выполнение указания чиновников сколь
угодно долго.
Уставный капитал "АвтоВАЗа" составляет 16.06 млрд руб.
и разбит на 27.19 млн обыкновенных и 4.9 млн
привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным
инвесткомпании "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа"
контролирует его менеджмент, 8% принадлежит Внешторгбанку,
еще около 18% - работникам предприятия. Примерно 13% акций
"АвтоВАЗа" обращается на российских биржах, менее 1%
конвертировано в GDR, а около 2% принадлежит РФФИ. В 2003
г. завод выпустил 699,889 автомобилей, его чистая прибыль
по РСБУ составила 4.65 млрд руб.
ФКЦБ вынесла предписание изменить устав "АвтоВАЗа" в
марте 2004 г., признав, что данный документ содержит в себе
нарушения закона об акционерных обществах. Претензии
комиссии сводились к тому, что в уставе "АвтоВАЗа" не
прописан порядок определения дивидендов по
привилегированным акциям и отсутствует порядок подсчета
голосов на собраниях акционеров по вопросам, правом голоса
по которым обладают владельцы обоих типов акций.
Это предписание было принято по итогам проверки
"АвтоВАЗа", инициированной по заявлению миноритарного
акционера завода Виктора Цобенко (ему принадлежит 4000
привилегированных акций). Вместе со шведским инвестфондом
HQ Fonder Sverige AB, владеющим 197 тыс. акций, В.Цобенко
добивается возврата в устав "АвтоВАЗа" пункта об
определении размера дивидендов по "префам". Этот пункт
исчез из устава "АвтоВАЗа" по решению годового собрания
акционеров в 2002 г., и он предусматривал выплату по
привилегированным акциям не менее 10% чистой прибыли. И
хотя концерн исправно платит весьма щедрые дивиденды по
"префам" - по итогам 2003 г. это будет 95 руб. на акцию
(465 млн руб., или 10% от чистой прибыли), миноритарии
опасаются, что эта практика может прекратиться. При этом им
уже удалось доказать свою правоту в судах. Иск В.Цобенко
удовлетворили все судебные инстанции вплоть до
кассационной, а HQ Fonder Sverige победил в суде первой
инстанции в начале этого года.
Но, как пишет газета "Ведомости", "АвтоВАЗ" продолжает
упорствовать. Как рассказал представитель ФСФР, 17 мая
служба получила от "АвтоВАЗа" письмо с просьбой
пересмотреть принятое ФКЦБ решение и отозвать ее
предписание. "Но ФСФР еще раз изучила ситуацию и 1 июня
отказала "АвтоВАЗу". "Срок, который ФКЦБ дала "АвтоВАЗу" на
исполнение своего предписания - 3 месяца, - скоро истекает,
и если эмитент не выполнит его, то мы направим ему подобное
предписание уже от ФСФР", - говорит собеседник.
В "АвтоВАЗе" эту ситуацию пока не комментируют,
ссылаясь на то, что письмо ФСФР еще не дошло до завода. Но
представитель концерна подтвердил "Ведомостям", что
"АвтоВАЗ" просил службу об отзыве предписания ФКЦБ "в связи
с отсутствием у "АвтоВАЗа" законом установленной
обязанности по внесению изменений в устав по требованию
ФСФР". А миноритарии надеются, что "АвтоВАЗ" теперь пойдет
на уступки. "Если они не хотят ссориться с ФСФР, то они
должны будут выполнить предписание", - заявил В.Цобенко.
Аналитик ОФГ Елена Сахнова напоминает, что "АвтоВАЗ" платит
большие дивиденды по "префам" во многом из-за
неурегулированности конфликта с миноритариями. "Рано или
поздно им придется подчиниться ФСФР, но скорее всего они
этот процесс попытаются затянуть", - заключает аналитик.
Теоретически за уклонение от предписания ФСФР
"АвтоВАЗу" грозит штраф, говорит партнер юрфирмы "Джон
Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. Впрочем, этих санкций
компания может избежать, поскольку юрлицу такое предписание
вообще выполнить сложно, отмечает юрист. Для выполнения
требования регулятора "АвтоВАЗ" должен вынести этот вопрос
на рассмотрение совета директоров, а совет может
проголосовать и против таких изменений. "Таким образом
"АвтоВАЗ" может оттягивать внесение изменений в устав как
угодно долго", - резюмирует юрист.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Пятница, 11 июня 2004, 11:14
|