Эпоха дешевой нефти закончилась. Экономисты больше не ждут возврата цены на уровень $20 за баррель, а Goldman Sachs и вовсе повысил долгосрочный прогноз до $30-35. В ближайшее десятилетие высокую цену черного золота обеспечат растущий спрос Китая, бюджетные трудности стран ОПЕК и недостаток инвестиций в нефтедобычу в других странах.
В ближайшие пять лет средняя цена барреля нефти Brent составит как минимум $30, а к концу следующего пятилетия установится на уровне $35. Такой прогноз дал на днях Goldman Sachs (GS), один из крупнейших мировых инвестбанков. До сих пор экономисты GS исходили из того, что цена нефти в долгосрочной перспективе — $20. По мнению директора экономической группы GS Джима О'Нейла, цену нефти толкают вверх Китай и страны ОПЕК, а уравновесить их влияние в будущем не позволит низкий уровень инвестиций в нефтяной сектор других стран.
В Китае продолжается "топливный бум". По расчетам GS, эта страна в текущем году обеспечит 23% прироста мирового спроса на нефть. За последнее десятилетие потребление нефти в Китае выросло в 2,1 раза, а в мире — всего в 1,2 раза. Цена нефти не упадет ниже $30/барр. хотя бы потому, что китайцы продолжают пересаживаться с велосипедов на автомобили, соглашается с коллегами из Goldman Sachs главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч. В прошлом году китайцы купили 4,5 млн авто — на 30% больше, чем годом ранее. Но весь автопарк — 30 млн машин — еще очень мал для этой страны. За ближайшее десятилетие он вырастет до 100 млн, а потребление нефти еще раз удвоится, прогнозирует аналитик Morgan Stanley Энди Кси. "Потребление нефти в Китае растет очень агрессивно, а масштабных открытий новых месторождений не видно", — отмечает начальник отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский.
Удовлетворить растущий спрос на топливо могла бы ОПЕК, но странам картеля нужно держать высокие цены, чтобы балансировать свои бюджеты, подчеркивает О'Нейл. Еще в 1998 г., по расчетам Goldman Sachs, членам картеля для покрытия своих бюджетных расходов было достаточно среднегодовой цены в $18 за баррель нефти. Но рост населения, увеличение госдолга и социальных расходов в этих странах повысили этот порог до $25/барр. В ближайшие пять лет необходимая странам ОПЕК цена барреля вырастет до $31, а еще пять лет спустя — до $34-35. Урезать социальные госпрограммы члены картеля не смогут из-за нарастающей политической напряженности, считают экономисты Goldman Sachs.
Не помогут сбить цены и нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, — за последние 20 лет они увеличили добычу всего на 10%. В 1990-х нефтекомпании полагали, что цена нефти не превысит $25/барр., и мало инвестировали в освоение новых месторождений, объясняет О'Нейл. Поэтому дополнительной нефти просто неоткуда взяться. Так что "дорогая нефть — это надолго", резюмируют экономисты инвестбанка.
Впрочем, в реальном выражении нынешняя цена нефти не слишком высока, а за последние 30 лет она снизилась почти в полтора раза, подчеркивает Роуч из Morgan Stanley. По расчетам BP, в 1979-1980 гг., во время революции в Иране, среднегодовая цена барреля достигла $76,4-80 в пересчете на нынешние цены ($30-35,7 в ценах того времени).
Прогнозировать цену нефти — занятие неблагодарное и чреватое ошибками. "Лучший прогноз нефти — это ее сегодняшняя цена", — шутит экономист Morgan Stanley Алексей Халиулин. В марте 1998 г., когда баррель подешевел до $10, журнал The Economist опубликовал нашумевшую статью, в которой доказывал, что цена упадет до $5. В Персидском заливе стоимость добычи барреля не превышает $2, а ОПЕК вскоре распадется и не сможет искусственно ограничивать предложение нефти, прогнозировал тогда журнал.
Теперь экономисты не ждут, что нефть подешевеет. "Спрос в Китае растет, а предложение за ним не поспевает", — говорит нефтяной аналитик из Арканзаса Джеймс Вильямс, директор WTRG Economics. Он согласен с прогнозом GS. "Практически все участники рынка теперь ориентируются на более высокие цены, чем еще несколько месяцев назад", — соглашается Красовский из "ЛУКОЙЛа". Дэвид Кнопп из Energy Intelligence Group, впрочем, полагает, что ОПЕК постарается удержать цены в границах $25-30/барр., поскольку более высокая цена заставит потребителей активно переходить на другие виды топлива.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 21 июня 2004, 13:39
|