"Аэрофлот" будет приватизирован в будущем году. В четверг это подтвердил замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. МЭРТ уже подготовил документ об исключении "Аэрофлота" из списка стратегических предприятий, не подлежащих приватизации. Потеря статуса национального перевозчика грозит авиакомпании ежегодными убытками в размере $300 млн. В такую сумму оценивается "роялти" - платежи западных авиакомпаний за пролет по транссибирским маршрутам.
На заседании 29 июля правительство включило "Аэрофлот" в приватизационный план на 2005 год. Однако 6 августа Владимир Путин утвердил список стратегических предприятий, которые не могут быть приватизированы, и "Аэрофлот" оказался в их числе. Возникшую проблему в Минэкономразвития пообещали решить до 1 октября. Глава МЭРТа Герман Греф заявил тогда, что к этому сроку будет урегулирован вопрос о "роялти" - плате, которую иностранные авиаперевозчики вносят "Аэрофлоту" за пролет по транссибирским маршрутам. Каким образом в итоге решили этот вопрос, в МЭРТе не уточняют. Не знают об этом ни в Минтрансе, ни в "Аэрофлоте".
Ранее министр транспорта Игорь Левитин призывал правительство не торопиться с приватизацией "Аэрофлота". Глава Минтранса считает, что "Аэрофлот" можно продать подороже после реконструкции аэропорта "Шереметьево". Менеджмент "Аэрофлота" и основной частный акционер - Национальная резервная корпорация (НРК) - также уверены, что "Аэрофлот" к приватизации не готов. Правда, причины этого они называют разные.
Глава НРК Александр Лебедев недоволен работой менеджмента авиакомпании и боится, что из-за этого "Аэрофлот" купят по дешевке. По его словам, сначала надо разобраться с терминалом "Шереметьево-3", сделать более прозрачной систему продажи билетов и снизить зависимость благополучия компании от "роялти". Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, в свою очередь, уверен, что до приватизации нужно расширить авиакомпанию за счет приобретения региональных перевозчиков. В таком случае, считают в "Аэрофлоте", за госпакет (51.2% акций) удастся выручить намного больше. Нынешняя цена этого пакета - $300 млн.
По сообщению Интерфакса, в четверг министр транспорта Игорь Левитин и глава МЭРТа Герман Греф встречались специально для того, чтобы обсудить судьбу "Аэрофлота". После этого заместитель Грефа Андрей Шаронов заявил, что "Аэрофлот" скорее всего будет приватизирован в 2005 году".
Высокопоставленный источник "Известий" в Минтрансе сказал, что приватизация "Аэрофлота" превратит его из прибыльной компании в убыточную. В прошлом году чистая прибыль авиакомпании, по западным стандартам бухучета, составила около $130 млн. При этом "Аэрофлот" получил $300 млн. от западных перевозчиков за пролет по транссибирским маршрутам. "После распада Союза и ликвидации Министерства гражданской авиации нам с большим трудом удалось сохранить за "Аэрофлотом" право взимания компенсационных платежей с европейских перевозчиков, - говорит представитель Минтранса. - В последние годы Европа предпринимала попытки уклониться от этих платежей. С нашей стороны глупо помогать ей в этом".
Справка
История "роялти" началась в 1970 году. Советское руководство разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. Иностранцы согласились, так как единственной альтернативой Сибири был маршрут через Аляску и Северный полюс, полет над которыми на восемь часов дольше. В начале 80-х годов в строй вошли дальнемагистральные самолеты Boeing 747-400, способные преодолевать всю территорию страны без дозаправки в столице. Беспосадочные полеты через Россию снизили коммерческую загрузку рейсов "Аэрофлота" из Европы в Москву на 6%, а из Москвы в страны Юго-Восточной Азии - более чем на 10%. Поэтому в середине 80-х годов "Аэрофлот" ввел новшество: иностранным компаниям пришлось платить за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка. Возразить иностранцам было нечего - согласно Чикагской конвенции о гражданской авиации каждая страна имеет право на принудительную таможенную посадку самолета, пролетающего над ее территорией.
Источник газета "Финансовые известия"
Пятница, 24 сентября 2004, 15:36
|