В конце прошлого века пресловутая "проблема 2000" заставила компании радикально обновить оборудование своих АТС. Сегодня большинство из приобретенных в тот период за многомиллионные суммы систем, устарело, и аналитики отмечают на рынке телефонии новый бум закупок, связанный с развитием технологии VoIP. Однако, из-за ряда факторов российский рынок отстает от мирового.
Начало нового цикла
Прибыль поставщиков систем связи продолжает расти. Продажи оборудования для VoIP росли в течение последних трех месяцев, и аналитики относят это к циклу закупок, вызванному устареванием оборудования, при помощи которого компании обеспечили корректный переход из 1999 года в 2000 г. Наибольшую проблему на рубеже веков представляли собой старые АТС с программами, которые невозможно было обновить и можно было только полностью заменить. В то время оборудование VoIP все еще оставалось технологией будущего. Ужасное качество связи, ненадежность, да и, самое главное, интернет еще не был настолько высокоскоростным, чтобы выдержать обмен голосовым трафиком в больших масштабах. Оставалось покупать более современные обычные коммутаторы и телефоны, основанные на традиционной технологии мультиплексирования с разделением времени (TDM). Но за прошедшие годы технологии VoIP удалось избавиться от большинства недостатков и весьма кстати подоспеть на рынок.
Успехи VoIP привели к серьезной конкуренции на рынке систем телефонии. Развитие технологии привело к необходимости замены устаревших коммутируемых АТС. "Проблема 2000" послужила началом нового цикла закупок, и корпорации имеют возможность перевести телефонные системы под IP", - говорит директор филиала корпоративных решений Avaya Венди Болинг (Wendy Bohling).
Россия на старте
Представители большинства иностранных компаний заявляют, что Россия для них — это один из наиболее привлекательных в мире рынков. Поэтому на растущий телекоммуникационный рынок России, в том числе и на рынок IP-телефонии, устремляются все новые гиганты, которые более известны своими достижениями в других секторах высоких технологий.
Среди крупных проектов на российском рынке можно упомянуть модернизацию корпоративной телефонной сети региональных отделений и центрального офиса ТК "Вимм-Билль-Данн" на основе решения Avaya IP Office, создание call-центра в банке "Сосьете Женераль Восток" также на базе оборудования Avaya. На решениях Cisco основаны проекты в группе компаний Fan, компании Delogys. На IP-телефонию перешла сеть магазинов одежды МЕХХ, а в феврале 2003 года компания "Евросеть" выступила с инициативой по организации сети IP VPN на базе магистральной цифровой сети связи компании "Голден Телеком". Существует большое количество проектов, реализованных в различных финансовых и телекоммуникационных компаниях. Тем не менее, стоит отметить, что действительно крупных, территориально-распределенных решений на российском рынке пока нет.
Для подобной ситуации существует ряд факторов, присущих исключительно российскому рынку интернет-телефонии, который существенно сдерживает более стремительный рост. Это и отсутствие в нашей стране "критической массы" широкополосных подключений к интернету, и неопределенная ситуация с госрегулированием этого сектора телекоммуникационного рынка.
"Но уже сейчас можно сказать, что как только широкополосный IP-доступ станет массовым, IP-телефония вытеснит традиционную. Когда счет широкополосным подключениям в США пошел на миллионы, там сразу же начали появляться такие операторы IP-телефонии, как Vonage. А в России количество широкополосных подключений исчисляется лишь десятками тысяч, и нам еще далеко до появления IP-операторов такого масштаба", - считает Игорь Масленников, генеральный директор CTI.
Новички захватывают рынок
Synergy Research Group утверждает, что с первого квартала продажи систем VoIP выросли на 14% и составили $728 млн. В первом полугодии, по сравнению с тем же периодом прошлого года, наблюдался рост продаж на 61%. Согласно данным исследовательской фирмы Dell'Oro Group, почти треть коммутаторов, купленных за последние три месяца, была предназначена для интернет-телефонии. В прошлом году таких было всего 17%, доход от их продаж составил $367 млн.
"Большинство финансовых директоров до 2000 года были настроены слишком оптимистично по отношению к новой технологии, но усовершенствование до VoIP в то время очень быстро поставило бы компанию на колени, поскольку те системы были до смешного плохими", - говорит директор по ИТ Communications Network Architects Френк Дзюбек (Frank Dzubeck).
Переход корпораций на VoIP значительно повлиял на картину рынка поставщиков телефонного оборудования. Стоявшие когда-то в его главе Nortel Networks, Lucent Technologies и другие производители коммутируемых систем уступили первую десятку компаниям IP-телефонии, среди которых много новичков. Трудно найти более наглядный пример, чем Cisco. Всего за пять лет продаж оборудования для интернет-телефонии компания, пребывавшая на задворках телефонного рынка, вышла на 7-е место в мире, по данным группы Dell'Oro. Среди поставщиков систем сетевой телефонии Cisco идет бок о бок с Avaya. По данным аналитиков Synergy, Avaya стоит на первом месте с 23,9% рынка, а Cisco - на втором - с 23,3%.
Корпорации выбирают VoIP
Текущий год ознаменовался большим количеством крупных контрактов на поставку систем VoIP. В сентябре Cisco объявила о получении контракта от Bank of America по установке 180 тысяч IP-телефонов в 5,8 тыс. банковских центрах и офисах в 29 штатах и округе Колумбия. В июле был еще один контракт - с компанией Boeing, а в начале октября Ford объявил о намерении заключить контракт на установку 50 тыс. телефонов в 110 офисах в штате Мичиган. Avaya заключила контракты с корейскими Kyobo Life Insurance и Air Products and Chemicals, Австралийским национальный университетом и Деревенским советом австралийского Swan Hill City, сингапурским United Overseas Bank и таиландским TOT.
Но не все идет так гладко. За последние несколько лет не один заказчик отказался от контрактов со своими системными интеграторами на поставку систем Cisco. В прошлом году такими отказниками были Merill Lynch и администрация штата Аляска. Позднее Merill Lynch все-таки купил часть оборудования у Cisco, а часть - у Avaya.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что технология VoIP активно развивается и имеет большие перспективы. "Последним циклом замены оборудования была "проблема 2000", но тогда VoIP была недоступна, - говорит аналитик InfoTech Терри Вайт (Terry White). - Сейчас большая часть оборудования, приобретенного тогда, изжила себя, и корпорации видят, что все преимущества - за VoIP-системами".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 9 ноября 2004, 16:46
|