В ближайшее время "ЮКОС" перестанет быть поставщиком управляемого им литовского НПЗ Mazeikiu Nafta — он исключен из экспортного графика на II квартал 2005 г. по этому направлению. В компании считают, что государство тем самым хочет подорвать ее позиции в Литве, для того чтобы контроль над Mazeikiu Nafta перешел к какой-либо другой российской компании.
В Mazeikiu Nafta входят Мажейкский НПЗ мощностью 12 млн т сырья в год, морской экспортный терминал Бутинге с пропускной способностью 10 млн т в год и Биржайский магистральный нефтепровод. Голландская "дочка" "ЮКОСа" - Yukos Finance - владеет 53,7% акций Mazeikiu Nafta, еще 40,66% акций принадлежит правительству Литвы. За прошлый год завод переработал 8,7 млн т при плане 8 млн т.
В последние годы "ЮКОС" был основным поставщиком нефти на Мажейкский НПЗ, так как согласно договору с правительством Литвы об управлении нефтеконцерном обязан организовывать загрузку завода не менее чем 4,8 млн т нефти в год. И до сих пор это обязательство выполнялось. Но теперь такая возможность для "ЮКОСа" может быть утрачена. Если в экспортном графике на I квартал в направлении этого завода значились только предприятия "ЮКОСа" (в том числе и "Юганскнефтегаз", который на момент составления этого графика еще входил в "ЮКОС"), то в графике на II квартал "ЮКОСа" и его "дочек" уже нет. По данным агентства Argus Media, его место заняли практически все крупные компании — "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", ТНК-ВР, "Сибнефть", "Славнефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", которые в совокупности должны поставить 1,8 млн т нефти.
Положение "ЮКОСа" в Литве не назовешь прочным. Акции Mazeikiu Nafta он приобрел в 2001 г. у американской Williams, в результате чего стал правопреемником этой компании по инвестиционному договору с правительством Литвы. Согласно этому документу инвестор имеет два опциона на выкуп дополнительных пакетов акций литовской компании. Первый из них — на право приобретения акций новой эмиссии в объеме 9,7% от уставного капитала за $75 млн — истек 29 октября. Второй опцион предусматривает выкуп 11,5% акций Mazeikiu Nafta у литовского правительства. Срок его окончания — 29 октября 2006 г. В случае реализации обоих опционов доля "ЮКОСа" в литовском концерне увеличится до 74,93%. Однако даже первый опцион компания ввиду своего бедственного финансового положения реализовать не смогла, а в отсрочке правительство ей отказало. Сейчас им предстоят переговоры на эту тему, при этом правительство настроено само выкупить эмиссию и стать контролирующим акционером. Литовские чиновники неоднократно говорили, что "ЮКОС" перестал быть надежным партнером и поэтому не исключено даже расторжение договора об управлении.
Источник, близкий к "ЮКОСу", уверен, что отлучение "ЮКОСа" от поставок в Мажейкяй — спланированная акция российских властей". "Они хотят выдавить нас из этой страны, — говорит источник, — чтобы литовский концерн достался какой-то другой российской компании". Какой именно, он не уточнил, но сказал, что "неформальные разговоры" о возможной продаже "ЮКОС" ведет с "ЛУКОЙЛом" и ТНК-ВР.
Руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин эту информацию комментировать отказался. То же самое сделали представители ТНК-ВР и "ЛУКОЙЛа". Впрочем, в "ЛУКОЙЛе" заметили, что, если литовский концерн будет продаваться, это будет интересный актив для компании.
Представитель Министерства хозяйства Литвы сказал "Ведомостям", что переговоры правительства с "ЮКОСом" еще не начались. Но, если "ЮКОС" действительно перестанет быть поставщиком нефти в Литву, это, несомненно, ослабит его позицию на переговорах и не исключено, что Литва будет добиваться расторжения договора об управлении.
"Это довольно странный шаг со стороны правительства, учитывая недавнее заявление "ЮКОСа" о том, что у него есть оборотный капитал для финансирования своего экспорта", — удивляется Лев Сныков из "Совлинк Секьюритиз". По словам аналитика, за этим могут стоять бизнес-интересы компаний, желающих купить НПЗ, т. е. некие компании пытаются вынудить "ЮКОС" продать завод. "Это может быть как "Роснефть" в лице государства, так и другая крупная компания, например "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз", — предполагает аналитик.
"Следующим шагом может стать изменение статуса собственника компании", — полагает директор аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский. По его словам, можно ожидать, что те компании, которые будут в дальнейшем поставлять нефть на этот завод, получат большие шансы стать собственником.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев не объяснил причину исключения "ЮКОСа" из числа поставщиков Mazeikiu Nafta, сославшись на то, что экспортные графики по направлениям составляются в Минпромэнерго. Представитель Минпромэнерго не смог вчера прокомментировать решение своего ведомства.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 18 марта 2005, 11:09
|