Иностранные инвесторы, по данным Центрального банка, ринулись в Россию. За первые полгода прямые иностранные инвестиции увеличились в два раза — до $9,3 млрд. Это рекорд. Аналитики радуются, что успех обеспечила не одна крупная сделка, а множество средних.
Центральный банк относит к ПИИ вложения иностранных компаний в капитал российских компаний, осуществленные с "целью приобретения устойчивого влияния". К ПИИ относится не только исходная операция по приобретению участия в капитале, но и все последующие операции между инвестором и предприятием. Вложенные средства носят характер прямых инвестиций, если инвестор владеет 10% и более обыкновенных акций предприятия.
Вчера ЦБ опубликовал оценку платежного баланса России в первом полугодии. Феноменальный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) продолжился во II квартале — с апреля по июль инвесторы вложили $3,9 млрд. В I квартале, по данным ЦБ, инвестиции составили $5,4 млрд. (У Госкомстата гораздо более скромные оценки: прямые инвестиции I квартала — $1,9 млрд.) Итого за первые полгода, по данным ЦБ, — $9,3 млрд против $4,5 млрд за январь — июнь 2004 г. и $11,8 млрд за весь 2004 г.
Плюс к этому российским компаниям удалось привлечь $2,4 млрд портфельных инвестиций (на 20% больше, чем в 2004 г.) и $11,9 млрд ссуд и займов (43% роста).
Аналитики отмечают, что во II квартале иностранцы не совершали значительных разовых вложений. Самый крупный проект — покупка Coca-Cola Hellenic Bottling Company соковой компании "Мултон" за $501 млн. По мнению главного экономиста ОФГ Ярослава Лиссоволика, в статистику ЦБ за II квартал могли попасть продажа 75% минус 1 акция банка КМБ итальянскому банку Intesa за $90 млн и приобретение люксембургской компанией Evraz Group SA за $215 млн 10,7% Нижнетагильского металлургического комбината.
Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования напоминает, что в последнее время о строительстве новых торговых центров рассказала IKEA, акционеры сети гипермаркетов "Мосмарт" создали совместное предприятие Hypercentre Investement со швейцарской компанией Jelmoli Holding AG, а финская Stockmann выкупила у немецкой SPAG комплекс зданий на Невском проспекте в Санкт-Петербурге за $40-60 млн.
"Экспансия носит диверсифицированный характер, и это не может не радовать, — констатирует Солнцев. — Ведь прямые инвестиции — это не только деньги, но и управленческие технологии и обновление оборудования".
Лиссоволику тенденция роста инвестиций представляется очень наглядной: "Россия становится все более привлекательной для иностранцев, острые воспоминания о "ЮКОСе" притупляются, и на первый план выходит потребительский бум". Именно в те секторы, которые выигрывают от роста потребительского спроса, и будут в первую очередь инвестировать иностранцы, уверен он. А главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков отмечает, что привлекательность российской экономики доказывает и рост заимствований компаний, внешний долг которых, по данным ЦБ, уже превысил государственный.
Президент российского представительства Morgan Stanley Райр Симонян призывает осторожнее относиться к статистике: "Интерес стратегических и портфельных инвесторов к компаниям самого широкого круга отраслей действительно растет, в нынешнем году наш банк принимает участие уже в четвертом IPO. Но статистику порой трудно считать объективной — она учитывает инвестиции всех иностранных компаний, и сложно понять, приходят ли в страну иностранные деньги или возвращаются средства россиян". По мнению Симоняна, поток инвестиций мог бы быть выше, если бы, например, был четко определен круг чиновников, принимающих решения, "чтобы каждому инвестору не нужно было бы стремиться попасть на прием лично к Владимиру Путину".
С мнением Симоняна согласен и управляющий директор фонда прямых инвестиций Delta Privane Equity Partners Кирилл Дмитриев: "Инвесторы хотят играть на России. Но вопрос — как? Самый доходный сырьевой сектор, но здесь и наиболее высокие политические риски. Тем не менее он стимулирует экономический рост, растут доходы граждан и потребительский спрос. Получая на $100 больше, например, человек начинает больше тратить на простые услуги, Мы видим спрос на неполитические медийные активы, ритейловые сети, сопутствующие финансовые услуги. Площади торговых сетей в расчете на человека все еще гораздо меньше, чем даже в Восточной Европе. Аналогичная ситуация и с проникновением кабельного телевидения. Но многие инвестиции — не что иное, как репатриация подконтрольного россиянам капитала, вывоз которого также растет по мере роста доходов".
Инвесторы, уже вложившие свои деньги в Россию, уверены, что не прогадали. "У Renault есть стратегия — завоевывать новые рынки, поэтому логично, что мы пришли в Россию, — это огромная страна с большим потенциалом, — убежден представитель "Автофрамоса". — Спрос на иномарки настолько велик, что мы считаем, что места на нем хватит всем производителям, и конкуренции не будет".
А президент российской "Форд Мотор Компани" Хенрик Нензен говорит, что ожидания Ford полностью оправдались, "более того, мы продаем вдвое больше машин, чем планировали". "Пока конкуренты ждут, мы уже заняли около 11% рынка новых иномарок в России", — радуется Нензен.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 5 июля 2005, 11:06
|