Транснациональные нефтяные корпорации не сговариваясь начали апокалиптические рекламные кампании: в своих роликах нефтяники жалуются на ограниченность сырьевых запасов и просят помощи. Таким образом они добиваются снисхождения при освоении менее прибыльных участков недр, считают конкуренты.
"Эра легкой нефти завершилась. Мы призываем ученых, политиков, специалистов в сфере окружающей среды, руководителей индустрии и каждого из вас стать частью процесса формирования новой энергетической эры. Бездействие — это не выбор" — таковы основные лозунги недавней рекламной кампании Chevron, второй по размеру энергетической группы в США. На созданном компанией сайте www.willyoujoinus.com нефтяники жалуются, что растущий спрос ускоряет сокращение нефтяных полей, и предлагают подискутировать на эту тему на специальном форуме. "Мир сталкивается с огромными энергетическими вызовами. На них нет легких ответов", — вторит ролик ExxonMobil — крупнейшей энергетической группы в мире. Через пять лет добыча нефти за пределами ОПЕК — это около двух пятых мировых запасов — начнет снижаться, прогнозирует техасская нефтяная компания Irving в докладе "Энергетические перспективы: взгляд на 2030 г.".
Возможно, нефтяники просто пытаются добиться поблажек от властей и экологов, чтобы начать более дорогостоящие и наносящие вред природе проекты по добыче нефти, полагает топ-менеджер одной из нефтяных корпораций, которая не проводит подобных рекламных кампаний. В любом случае нефтяным корпорациям, которым сложно наращивать производство и разрабатывать новые запасы, важно в трудный период завоевать симпатии общества, говорит другой менеджер нефтяного предприятия.
Французская Total, которая также жалуется на трудности в своих рекламных роликах, на прошлой неделе купила право на производство битума из нефтяных песков Атабаска в Канаде. Процесс дорог и опасен для экологии. "Энергетические потребности завтрашнего дня означают разработку новых энергетических технологий, означают, что в поисках нефти и газа придется идти дальше и глубже. Это главное в работе Total сегодня", — объясняет логику приобретения и рекламы директор Total по связям с общественностью Ив-Мари Дилибар.
До сих пор несговорчивые экологи заставляли нефтяников раскошеливаться на крупные суммы. Royal Dutch/Shell из-за угрозы для редких пород китов в российской части Арктики изменила маршрут трубопровода и в общей сложности потратит на сахалинские разработки на $10 млрд больше, чем собиралась. ВР расходует средства на ликвидацию проблем с глубоководной нефтяной платформой в Мексиканском заливе, которая серьезно пострадала от урагана Dennis. В своих рекламных роликах компания расхваливает новые альтернативные источники энергии. Кампания ExxonMobil, напротив, сфокусирована на бессмысленности таких попыток, которые не приносят прибыли: "Попытки выдать желаемое за действительное не должны заслонять реальность".
Акционерам нефтяные менеджеры между тем продолжают рапортовать об успехах. На прошлой неделе большинство из них отчитывались о доходах. Сообщения в рекламе "противоречат комментариям, которые обычно даются инвесторам относительно будущих цен на нефть и способности производителей удовлетворить спрос", замечает аналитик Sanford Bernstein Нейл Макмагон. "Интересно, являются ли они лучшим индикатором образа мыслей компаний", — иронизирует он. (FT, 7.08.2005, Василий Кашин)
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 8 августа 2005, 11:32
|