Новой жертвой налоговиков стала российская "дочка" Ford. Они хотят получить с нее 300 млн руб., заметная часть которых пришлась на налоговые льготы, данные инвестору Ленинградской областью. Если компания проиграет суд с налоговиками, она потеряет почти все заработанные в 2004 г. деньги.
ЗАО "Форд Мотор Компани" - российская "дочка" Ford. Занимается продажей автомобилей и сборкой их на заводе. Зарегистрирована по местоположению завода - в г. Всеволожске (Ленинградская область). Завод мощностью 25 000 автомобилей в год (будет увеличена до 60 000) и стоимостью в $200 млн запущен в июле 2002 г. В 2004 г. продала в России 39 241 автомобиль, из них 28 059 - российской сборки.
В августе прошлого года по итогам проверки за 2001-2003 гг. налоговая инспекция по Всеволожскому району предъявила налоговые претензии "Форд Мотор Компани", рассказал "Ведомостям" чиновник Управления ФНС по Ленинградской области. Он отказался от подробных комментариев, сообщив только, что его ведомство уже проиграло суд с "Фордом" в двух инстанциях (последний раз в августе 2005 г.). А на прошлой неделе, по его словам, налоговики подали кассационною жалобу в арбитражный суд по Северо-Западному федеральному округу. "Мы считаем себя правыми и дойдем до Высшего арбитражного суда", — грозит чиновник. По его словам, идет налоговая проверка автомобильной компании за 2004 г., ей могут выставить новые претензии. Их размер он назвать отказался. В налоговой инспекции Всеволожского района отказались от комментариев.
Источник, знакомый с ходом арбитражного разбирательства "Форда" с налоговиками, уточнил, что налоговики требуют доплатить 300 млн руб. — именно на такую сумму, по его данным, в октябре 2004 г. "Форд Мотор Компани" подала иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти с требованием признать недействительными претензии инспекции Всеволожского района. Среди 15 пунктов, по которым доначислены налоги, неверное исчисление льготы по налогу на прибыль и имущество, порядок формирования первичной стоимости основных средств, неверное исчисление налога на пользователей дорог, утверждает собеседник "Ведомостей". Представитель "Форд Мотор Компани" Екатерина Кулиненко подтвердила наличие налоговых претензий за прошлые годы, но отказалась сообщить подробности.
Ford — первый иностранный автоконцерн, открывший завод в России. Инвестиционное соглашение с ним правительство подписало в августе 1999 г. Ford получил налоговые привилегии. Специально под Ford чиновники придумали режим свободного таможенного склада, позволяющий беспошлинно ввозить комплектующие в обмен на обязательства по локализации производства. А областные власти дали инвестору льготу по региональной части налога на прибыль.
Эта льгота и сыграла с "Фордом" злую шутку, рассказал чиновник правительства Ленинградской области. В областном законе, действующем с 1997 г., объяснил он, для инвесторов ставка налога была снижена не на всю прибыль, а на "приведенную", то есть на ту ее часть, которая была получена от производства в области. В прошлом году эта норма была оспорена в областном суде местной прокуратурой. Чиновники поправили закон, как требовала прокуратура, только в июне 2005 г. А до того местный закон был недействительным, посчитали налоговики и потребовали доплатить налог на прибыль в областной бюджет. Недоимка по этой льготе составляет "существенную часть" претензий к Ford, но менее половины всей суммы претензий, уточняет чиновник.
Претензии к "Форд" вызваны неоднозначным толкованием российского налогового законодательства, считает партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. Он сомневается, что Ford сознательно минимизировал налоги. Компания выиграла уже две инстанции, у нее очень большие шансы выиграть и все дело в целом, считает он. С ним согласен чиновник Минэкономразвития, который поддерживает автоконцерн и считает претензии налоговиков необоснованными.
Если победят налоговики, "Форд Мотор Компани" придется отдать почти всю прибыль за прошлый год. Два российских чиновника, знакомых с отчетностью "Форд Мотор Компани", рассказывали "Ведомостям", что в 2004 г. выручка компании по РСБУ составила 24 млрд руб., прибыль — около 830 млн руб., а чистая прибыль — 332 млн руб. Продажа всеволожских Focus принесла Ford только 10,5 млрд руб., остальную выручку компания получила за счет импорта автомобилей, запчастей и сервисных услуг. "На фоне того, что у Ford неважно идут дела во всем мире, потеря прибыли в России будет серьезным поражением", — полагает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. Такой риск есть, считает она, ведь иностранные компании перестали быть "священными коровами" для налоговиков. Сахнова напоминает, что Ford — третья за год после ТНК-BP и японской JTI иностранная компания, получившая заметные налоговые претензии в России.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 9 сентября 2005, 13:36
|