Анатолий Чубайс, председатель правления РАО "ЕЭС России", в 1992 году - первый заместитель председателя правительства России по вопросам экономической и финансовой политики:
- Можно бесконечно спорить: были ли ошибки в ходе ваучерной приватизации, насколько она была справедливой? Мне по прошествии тринадцати лет абсолютно ясно одно: тогда, в условиях развала советской хозяйственной системы, безработицы, невыплат зарплат, не было другого механизма создания класса частных собственников.
Сегодня, когда частная собственность - основа экономического роста страны, основа ее государственности, когда этот институт прочно сидит в головах миллионов людей, можно уверенно сказать, что мы эту задачу решили. А ошибки, недостатки? Конечно, были... Я, кстати, на свой приватизационный чек тоже ничего не получил.
А вы куда дели свой ваучер?
Георгий Арбатов,
академик РАН:
- Меня жена спросила: "Что делать с ваучером?". Я сказал: "Ну, вложи куда-нибудь". И назвал первое, что пришло в голову: "В Олби-дипломат". А это оказалась компания жуликов, она прогорела, и больше я о ней ничего не слышал и ее поисками не занимался.
Я с самого начала этой реформы ни на что не надеялся. Она была провальной и не дала никаких результатов. В стране ничего не начали производить.
Евсей Гурвич,
руководитель экспертной экономической группы:
- Надежд на реформу было не очень много. Но все-таки я не исключал шанс, что можно добиться эффекта. И моя семья вложила ваучеры в фонд "Московская недвижимость". Потом фонд исчез. Да и не могло быть иначе при такой быстрой массовой приватизации.
Однако сейчас, по прошествии времени, я думаю, что задача приватизации все-таки была решена, хотя и с большими потерями.
Игорь Игошин,
заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам:
- Для меня, как, впрочем, и для большинства наших сограждан, приватизация была неудачной.
Во-первых, в качестве основной задачи декларировалось приобщение населения к собственности, создание широкого класса акционеров. Эта цель не достигнута.
Во-вторых, за бесценок в частные руки были розданы стратегически важные для экономики отрасли, которыми государство вполне могло бы управлять само. Это привело к выводу за рубеж сотен миллиардов долларов.
Наконец, в-третьих, были раздроблены производственные объединения в наукоемких отраслях, что привело к разрушению производственных цепочек.
Алексей Яшин,
капитан клуба НХЛ "НЬЮ-ЙОРК АЙЛЕНДЕРС", игрок сборной России:
- Я тогда играл в московском "Динамо". Помню, что их номинал был десять тысяч рублей. Куда дел свой ваучер, честно говоря, не помню. Но многие мои товарищи покупали прямо с рук, а потом старались перепродать.
Источник материала "Российская газета".
Пятница, 14 октября 2005, 14:11
|