Производственный совет Volkswagen выступает против планов руководства компании открыть завод в России: представители трудового коллектива опасаются, что это обернется потерей рабочих мест на уже существующих заводах. В концерне признают, что переговоры между руководством VW и профсоюзами неизбежны. Между тем концерну потребуется несколько месяцев на разрешение споров, и он может не успеть подписать все необходимые документы до присоединения России к ВТО.
"Бизнес" подробно освещал события, связанные с перспективой строительства завода Volkswagen в России. Немецкий концерн хотел получить эксклюзивные условия: помимо предусмотренных льгот по беспошлинному ввозу комплектующих VW хотел воспользоваться преференциями особой экономической зоны, а также собирать некоторые модели без обязательств по локализации. Однако российские власти ясно дали понять, что никаких преимуществ по сравнению с остальными автопроизводителями у VW не будет.
Заявление главы концерна Бернда Пишетсридера о планах по строительству завода в России (см. "Бизнес" №1 от 11 января) вызвало недоумение членов наблюдательного совета Volkswagen - именно он должен утвердить решение об инвестициях. Глава совета трудового коллектива и член наблюдательного совета Volkswagen Бернд Остерло заявил, что существующие заводы компании работают не в полную мощность. Профсоюзы потребовали от руководства VW разъяснений о стратегии компаний в России, а также гарантии сохранения рабочих мест на существующих заводах концерна. По его словам, подобных разъяснений от VW ждет и правительство земли Нижняя Саксония, где расположены штаб-квартира и главный завод Volkswagen. Лишь в случае получения таковых, по его словам, представители совета трудового коллектива в наблюдательном совете одобрят решение о строительстве завода в России.
Заседание наблюдательного совета VW должно состояться в феврале этого года. PR-менеджер Volkswagen AG Томас Миккелайт был удивлен информацией о том, что профсоюзы намерены опротестовать строительство российского завода VW. Однако признал, что представители профсоюзов могут помешать осуществлению планов акционеров. По его словам, 20 мест в наблюдательном совете поделены поровну между представителями акционеров и трудового коллектива, а решающий 21-й голос принадлежит председателю совета, бывшему руководителю концерна Фердинанду Пиху. "Решения принимаются простым большинством голосов, так что юридически у представителей компании есть возможность преодолеть вето профсоюзов",- говорит Миккелайт. Впрочем, признает он, вряд ли в такой ситуации этот шанс будет использован. "Мы всегда принимаем решения по согласованию с представителями коллектива, и, если профсоюзы будут протестовать, это вызовет как минимум дискуссию по вопросу о строительстве завода",- говорит он.
"Компания осознает ответственность перед сотрудниками, а открытие завода концерна в Восточной Европе (в Словакии.- "Бизнес") показало, что интернационализация бизнеса, напротив, гарантирует сохранение рабочих мест в Германии",- цитирует Spiegel другого представителя прессслужбы VW.
"С подобной проблемой сталкивались многие компании, выходящие на российский рынок,- говорят в ИК "Финам".- Но в конце концов сопротивление почти всегда удается преодолеть". Правда, на это уходит несколько месяцев. Аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова говорит, что интерес европейцев к России объясняется высоким потенциалом рынка: "Ежегодный прирост сегмента иномарок, собранных в России, прогнозируется на уровне 30%. Спрос на них высок: например, на Ford Focus наблюдаются многомесячные очереди.
В России создаются благоприятные условия для локализации производств, такие как отмена пошлин на ввозимые комплектующие". По мнению Натальи Кочешковой, строительство заводов в Восточной Европе сохранит рабочие места на немецких предприятиях: "На первом этапе заводам в России требуются большие объемы комплектующих, которые производятся на европейских предприятиях концерна".
Аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков отмечает, что далеко не все комплектующие производятся на заводах, принадлежащих автоконцернам: чаще это отдается на аутсорсинг азиатским компаниям.
"В Москве мы производим модели для российского рынка. Поэтому открытие завода "Автофрамос" не представляло опасности для наших заводов в Европе",- сообщила директор по связям с общественностью "Автофрамоса" Ванесса Леви. Volkswagen, согласно обнародованным концерном планам, также будет делать ставку на Skoda Octavia и VW Pointer - бразильскую модель, что не должно сказаться на немецких заводах компании. Однако на то, чтобы объяснить это профсоюзам, потребуется время, которого у VW не так много. Как ранее писал "Бизнес", после присоединения России к ВТО автопроизводители не будут получать льготы по беспошлинному ввозу комплектующих. В Минэкономики ожидают, что Россия станет членом организации с 1 июля, соответственно, у Volkswagen остается лишь пять месяцев для подписания соглашения с российским правительством и для одобрения договора о ввозе компонентов.
Источник материала "Бизнес"
Понедельник, 16 января 2006, 15:53
|