Вчера истек срок подачи списков кандидатов в совет директоров РАО "ЕЭС России". В отличие от прошлых лет, в этом году миноритарии выдвинули в него рекордно низкое число своих представителей. С одной стороны, на то есть объективные причины - по закону, лишь обладатель более чем 2%-ного пакета акций может претендовать на место в совете директоров. Таких инвесторов у энергохолдинга не так много, поэтому многим миноритариям пришлось объединиться, чтобы общими усилиями делегировать свого кандидата. С другой стороны, затягивание реформирования РАО привело к разочарованию портфельных держателей акций, и некоторые из них вышли из уставного капитала холдинга.
Этот год, наверное, будет самым спокойным в плане утверждения состава совета директоров РАО "ЕЭС России". Всего совет насчитывает 15 мест, представители государства, которому принадлежит 52,7% акций РАО, традиционно занимают 10 мест. Остальные распределены среди миноритарных акционеров. В начале года Минэкономразвития внесло в правительство список из 13 кандидатов от государства в совет директоров энергокомпании, 30 января соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. В соответствии с документом, на "директорские кресла" претендуют все действующие государственные представители: советник руководителя администрации президента РФ Александр Волошин, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, глава МЭРТ Герман Греф, заместитель главы Росимущества Юрий Медведев, руководитель Росэнерго Сергей Оганесян, директор профильного департамента правительства Ольга Пушкарева, заместитель председателя правления энергохолдинга Яков Уринсон, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов, экс-глава министерства по антимонопольной политике Илья Южанов. Помимо них, в список вошли заместитель главы МЭРТ Кирилл Андросов, заместитель главы Минпромэнерго Андрей Дементьев и начальник управления Росимущества Глеб Никитин.
Вопреки обыкновению, пассивными оказались миноритарии РАО. На пять оставшихся мест выдвинуто только шесть кандидатов против семнадцати годом ранее. Более того, в списках, поданных всего тремя группами портфельных инвесторов энергохолдинга, почти все - действующие члены совета директоров. Так, от группы "Газпром", которой официально принадлежит 11,6% акций РАО "ЕЭС России", было выдвинуто всего два человека - глава "Межрегионгаза" Кирилл Селезнев и глава группы ЕСН Григорий Березкин (в настоящее время действующие члены совета директоров). В списке "Норильского никеля", который владеет 3,5% акций РАО, управляющий директор "Интерроса" Андрей Бугров, директор FIM Financial Services Сеппо Ремес (и тот, и другой также входят в совет директоров) и генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский.
Еще один кандидат - глава Halcyon Advisors Дэвид Херн, возглавляющий комитет по реформированию и стратегии РАО "ЕЭС России", - был выдвинут группой из десяти миноритариев. Как рассказал Дэвид Херн RBC daily, такое объединение помогло сформировать группу, совокупно владеющую 2% акций РАО "ЕЭС России", чтобы иметь возможность выдвинуть кандидатуру в совет директоров". По его мнению, пассивность миноритарных акционеров связана прежде всего с тем, что у энергокомпании осталось очень мало портфельных инвесторов, владеющих необходимым для выдвижения кандидатур двухпроцентным пакетом. "Чаще всего миноритарии активны, когда возникает скандал - ситуация, ущемляющая их права. В ином случае собрать их вместе и заинтересовать крайне сложно", - отметил Дэвид Херн.
Энергохолдинг действительно теряет акционеров - портфельных инвесторов. В прошлом году сразу несколько компаний, которые являлись миноритарными акционерами РАО "ЕЭС России", заявили о выходе из его уставного капитала. Среди них ЗАО "Комплексные энергетические системы", которому принадлежало порядка 3% акций РАО, концерн "Интеррос" и Национальная резервная корпорация. Более того, в феврале на подъеме рынка со своими пакетами расстались еще несколько держателей акций. Так, по данным RBC daily, из состава акционеров РАО вышла группа "МДМ", воспользовавшись спекулятивно высокой ценой акций на фондовом рынке. По словам осведомленного источника, несколько других, более мелких держателей акций РАО, расстались с ними. "Уменьшение влияния миноритарных акционеров в совете директоров РАО России можно рассматривать с двух точек зрения, - сказал RBC daily генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - С одной стороны, должен соблюдаться баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров. С другой - все-таки зачастую миноритарные акционеры преследуют не стратегические, а спекулятивные цели".
А вот несколько участников рынка признались RBC daily, что причина, по которой инвесторы отказываются от ценных бумаг энергохолдинга, заключается в затягивании сроков его реформирования. "Изначально, когда многие инвесторы покупали акции РАО, они, естественно, рассчитывали на то, что в процессе реорганизации эти акции можно будет обменять на активы холдинга, - сказал RBC daily бывший миноритарий РАО. - Но определенности по этому поводу до сих пор нет". По мнению собеседника, стратегические инвесторы, которые раньше хотели идти в энергетику, разочаровались в таком инструменте инвестиций и теперь выходят из уставного капитала РАО "ЕЭС России". "Опять же, гиперактивность такого мощного игрока, как "Газпром", который агрессивно скупал акции энергохолдинга, и прежде всего "Мосэнерго", заставила многих миноритариев отказаться от своих планов. Ведь уже понятно, что государство, в том числе и в лице "Газпрома", будет преследовать свои интересы и игнорировать желания меньшинства", - добавил бывший акционер РАО "ЕЭС России".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 2 марта 2006, 12:53
|