В время визита президента РФ в Китай главы двух государств обменялись подарками: Владимир Путин привез с собой балетную труппу Большого театра, а Ху Дзинь Тао устроил российскому мастеру дзю-до экскурсию в монастырь Шао-линь в провинции Хенань.
Несомненно, гораздо более весомым подарком для китайцев могли стать договоренности о поставке российской нефти. Но именно этот вопрос, что называется, "завис".
Несмотря на вежливые улыбки и дружественную атмосферу, за кулисами публичных встреч продолжалась жесточайшая торговля. Тут уж не шла речь о взаимопонимании народов — были дела и поважнее. Например, экономические интересы двух стран. Пекин желает получить доступ к российским ресурсам, а Москва не готова этот доступ предоставить. По крайней мере, в полном объеме.
Руководители России и Китая договорились о постройке двух газопроводов: с Алтая в провинцию Хиньянь и с Сахалина в северо-восточный Китай. Однако вожделенного согласия на поставки нефти из Сибири Путин не дал. Нужно подождать результатов исследований — возможны ли такие поставки в принципе, заявил российский президент.
Экономика Китая, по общему признанию, растет как на дрожжах. Великая страна давно уже не в состоянии обеспечивать себя ресурсами самостоятельно. Только потребление нефти и нефтепродуктов выросло за последние десять лет вдвое. Почти треть от общего объема своей потребности в энергии Китай импортирует, еще две трети удовлетворяются за счет собственных запасов угля.
Китай давно уже оттеснил Японию со второго места в мире по уровню потребления нефти. Правительство страны объявило энергетическую безопасность ключевым пунктом своей стратегии и ввело режим полнейшего благоприятствования государственным энергетическим концернам, таким, как China National Offshore Corporation (CNOON) или Sinopec, вменив им едва ли не в обязанность при малейшей возможности покупать иностранные фирмы.
Уже сейчас китайцы тратят миллиарды долларов по всему миру, приобретая месторождения нефти, газа и ценных металлов. Этот сектор поглощает половину всех инвестиций Китая в интернациональную экономику. До 2030 года Пекин намерен инвестировать в свою нефтяную промышленность $119 млрд.
Голодный китайский дракон, тем не менее, уже несколько раз обламывал себе зубы о российскую несговорчивость. Руководство РФ довольно скептически наблюдает за управляемой экспансией Срединной Империи: с одной стороны, на ней можно неплохо подзаработать, с другой — эдак недолго превратиться в "младшего партнера" или вообще в безвольный сырьевой придаток.
Когда в 2002 году на аукцион были выставлены три четверти акций нефтяной компании "Славнефть", компания National Petroleum Corporation (CNPC) попыталась их купить. Однако эта сделка была сорвана стараниями Госдумы, которая в срочном порядке приняла резолюцию, отстраняющую иностранные госконцерны от участия в торгах.
В 2003 году Россия отвергла план строительства нефтепровода из Сибири в Северный Китай. Премьер-министр Японии Йосухиро Коидзуми тогда "пробил" альтернативный план постройки нефтепровода к тихоокеанскому побережью России: из порта Находка-Перевозная эта нефть могла перевозиться танкерами не только в Японию, но и по всему миру.
Теперь Китай надеется хотя бы на ответвление от этого нефтепровода, по которому город Даджин на севере страны получал бы от 30 до 80 млн тонн нефти в год. По мнению китайцев, за постоянными изменениями в намерениях российских партнеров стоит не что иное, как желание поднять цену поставляемой нефти и подчеркнуть собственную значимость в качестве "энергетической сверхдержавы".
На самом деле, полагают эксперты, у России могут быть и иные мотивы. Готовность, с которой российское руководство идет на контакты с Европой в энергетическом секторе, говорит сама за себя — достаточно упомянуть хотя бы российско-германский проект строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря.
Можно предположить, что Россия не заинтересована получать за свои ресурсы "просто деньги". Но Китай, в отличие от стран ЕС, не в состоянии предложить за нефть ничего другого: ни новых технологий, ни политической подержки, ни интеграции на равных правах.
Быть вождем индейцев, меняющим золото на побрякушки, Путину явно не хочется — и в этом его большая заслуга. Сомнений в том, что Россия была и есть поставщиком природных ресурсов, ни у кого нет. Однако за свои нефть и газ страна может получить гораздо больше, нежели просто валюту — будь то доллары, евро или неконвертируемые юани.
Что не удается китайцам в России — получается в других странах бывшего СССР. К примеру, упоминавшийся уже концерн CNPS купил на торгах в Канаде в прошлом году компанию "ПетроКазахстан" за $4,18 млрд — с условием, что треть акций этой фирмы будет перепродана казахскому госконцерну "КазМунайГаз". Эта сделка оказалась крупнейшей заграничной инвестицией, которую когда-либо делали китайские фирмы.
А вот США, напротив, приняли российский образ действий на вооружение. Когда в том же 2005 году компания CNOOC пыталась купить американское предприятие Unocal, Конгресс США чуть ли не на стенку полез. Сделка была остановлена — несмотря на то, что китайцы предлагали за фирму на $900 млн больше, чем их ближайшие конкуренты, американская фирма Chevron.
Сегодня Китай вынужденно меняет тактику. Денежным тараном нынче не все пробить можно, так что китайские государственные предприятия с согласия правительства начали предлагать странам-поставщикам политическую поддержку. Это можно видеть на примере того же Ирана: никакие санкции ООН не будут действенны до тех пор, пока Китай готов делиться с аятоллами ядерными технологиями — к слову, не своими, а полученными некогда от СССР. Они, конечно, несколько устарели, но для Ирана вполне сгодятся. За эти технологии Иран — второй по величине в мире поставщик нефти — готов снабжать Китай этим сырьем в огромных количествах.
Европейские специалисты весьма обеспокоены развитием событий: по их мнению, поведение китайского руководства лишь подталкивает мир к энергетическим конфликтам, делая их неизбежными.
Борис Альтнер
Справка.
По мнению Fitch Ratings, четыре соглашения по вопросам энергетики между Россией и Китаем, подписанные 21 марта, страдают недостатком конкретики. В частности, по одному из соглашений Россия будет осуществлять поставки природного газа в Китай в объеме до 80 млрд куб. м в год. Однако это произойдет не раньше 2011 года. Еще одно соглашение предусматривает проведение проектно-изыскательских работ для строительства ответвления на Китай от планируемого нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан".
"Примечательно, что Россия и Китай смогли договориться о поставках газа, которые начнутся через пять лет, однако когда речь заходит о более важном вопросе поставок сибирской нефти в краткосрочной перспективе, ведение переговоров усложняется", — отметил Джефри Вудраф, директор в аналитической группе Fitch по энергетическому сектору в Москве. "Начинаешь задумываться над тем, насколько серьезно вообще Россия относится к заключению энергетической сделки с Китаем", — сказал он.
Особую озабоченность у Fitch вызывает общая стоимость планируемого проекта по строительству газопровода в Китай протяженностью 3 тыс. км. Согласно предварительным подсчетам, стоимость проекта составит от $3 млрд до $ 4,5 млрд, исходя из консервативной оценки стоимости прокладки одного километра трубопровода в районе $1 млн — $1,5 млн.
У "Газпрома" который, как ожидается, будет финансировать строительство российского участка газопровода, в прошлом расходы на реализацию подобных проектов, например, строительство газопроводов "Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок" и "Голубой поток", были более высокими — соответственно, около $3,33 млн и $3,6 млн за один километр. Если структура издержек на строительство газопровода в Китай будет такой же, как по указанным проектам, то стоимость проекта может достигнуть $9 млрд-$10 млрд, что не сильно отличается от стоимости проекта нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан", которая, по оценкам, составит около $11,5 млрд.
Среди позитивных факторов можно отметить то, что соглашение с Китаем заключено на фоне сообщений о предложениях TNK-BP создать консорциум с "Газпромом" для разработки Ковыктинского месторождения в Восточной Сибири. TNK-BP владеет пакетом акций компании РУСИА-Петролеум в размере 63%. Последняя имеет лицензию на разработку Ковыктинского месторождения, запасы газа которого оцениваются в 1,9 трлн куб. м. Как ожидается, 51% акций консорциума будет принадлежать "Газпрому", а остальные 49% — TNK-BP. Таким образом, предлагаемая "Газпрому" доля участия была повышена с первоначального уровня 25%. Fitch полагает, что такое развитие ситуации может снова усилить внимание к экспортному потенциалу Ковыктинского месторождения и позволит TNK-BP достичь своей цели — стать крупнейшим поставщиком нефти и газа на рынки юго-восточной Азии. Это, в свою очередь, позволит увеличить прибыль и повысить кредитоспособность компании. Однако без газопроводной инфраструктуры, необходимой для этого проекта, реализовать упомянутые планы будет непросто.
Fitch также отмечает, что "Газпром" уже имеет долю в проекте "Сахалин-2", работы в рамках которого ведутся на Дальнем Востоке России, который географически ближе к азиатским рынкам. Принимая во внимание тот факт, что издержки на разработку прогнозируются на уровне $ 20 млрд, Fitch полагает, что "Газпром" для возмещения затрат по проекту Сахалин-2 отдаст приоритет экспорту на прибыльные рынки юго-восточной Азии с месторождений этого проекта перед поставками с Ковыктинского месторождения.
Источник информации - Информационное агенство РОСБАЛТ
Пятница, 31 марта 2006, 13:58
|