Впечатляющие результаты акций компаний первого эшелона в 2006 году наполняют "младших собратьев" из РТС-2 вполне оправданным желанием пополнить их стройные ряды. Большая часть компаний-эмитентов второго эшелона, безусловно, заинтересованы, чтобы сделать свои акции "голубыми фишками", полагает директор департамента внебиржевых операций ИК "БрокерКредитСервис" Владимир Старцев. На увеличении ликвидности бумаг компании получат рост своей капитализации на рынке, что им сильно поможет, как в привлечении разного рода кредитов, так и в плане переоценки их основного пакета. С этим мнением согласны многие аналитики фондового рынка. Так, вице-президент ИК "Центринвест секьюритис" Роман Андреев также считает, что в последнее время среди компаний второго эшелона начинает явно прослеживаться тенденция попытаться выбиться в "голубые фишки". Потому все чаще поднимаются вопросы: насколько осуществимо и оправданно такое желание?
Еще недавно подобного стремления не было, отмечают эксперты, потому что компании тяготели к закрытости, хотели консолидировать акции у себя на балансе и не желали выходить на рынок, открыто предлагать бумаги. Сейчас, когда уже все достаточно серьезно подорожало, когда многие компании консолидировали необходимые пакеты на своем балансе, такая тенденция появилась. Многие компании стремятся выйти на IPO, если не крупных европейских биржах, то внутри страны. Российский рынок становится все более качественным с точки зрения набора инструментов для вложения и их отраслевой принадлежности. По оценке Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), за три месяца этого года объем внутреннего, локального, IPO в РФ уже более чем в два раза превысил показатели прошлого года. Это потенциальные "голубые фишки" и уже точно акции второго эшелона. Кто-то из тех, кто придет в ближайшее время на рынок, может сразу стать "голубой фишкой", например "Роснефть", сказал в эфире телеканала РБК в программе "Капитал" председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев, в то же время, заметив, что "голубых фишек" по определению много быть не может. В целом, рынок сам определит количество "фишек", которые ему необходимы.
Горячее желание некоторых компаний стать грандами отечественного фондового рынка эксперты остужают вполне закономерным анализом ситуации. Чудес, как известно, не бывает, даже в богатой на сюрпризы отчизне, и компания с недостаточной капитализацией и низкой ликвидностью вряд ли может рассчитывать на включение Информационным комитетом фондовой биржи в индекс РТСI. "Голубые фишки" в общем понимании большие и успешные компании с многомиллиардным оборотом. У них должно быть достаточно free-float, акций в свободном обращении, потому, что если даже компания большая и успешная, но у нее только 1% капитала находится на рынке, то она никак не может считаться "голубой фишкой". Важны также такие критерии, как прозрачность, отношение к инвесторам. Но и этого недостаточно, та как есть немало примеров, когда гиганты не считают нужным выходить на финансовый рынок, потому что могут самостоятельно развиваться и привлекать средства, как, скажем, Nestle. Затем, наиболее известные и престижные акции, по большому счету, создают инвесторы, "голосуя" за них активными покупками. И, кроме того, у российского рынка есть своя специфика."То, что мы интуитивно понимаем под "голубыми фишками" - это наиболее ликвидные компании, акции которых занимают наибольшую долю в обороте", - говорит Алексей Тимофеев. В то же время в США, откуда, собственно, и пришла эта терминология, к "голубым фишкам" (blue chips) относят "старые" - с длительной рыночной историей, устойчивые компании с большими денежными потоками и невысокой задолженностью. Они в течение длительного времени демонстрируют незначительную волатильность рынка своих акций, регулярно выплачивают дивиденды - и в хорошие, и трудные годы.
Действительно, по опыту известно, что в России качество "голубых фишек" придается компаниям с наибольшей ликвидностью. Инвесторы чаще всего ориентируются на раскрученное "имя", потому в цене сырьевые топливно-энергетические гиганты "Газпром", "Лукойл", РАО "ЕЭС России", "Норильский никель", НТМК, Сбербанк и т.д., хотя компании второго эшелона по разным параметрам зачастую демонстрируют не меньшую прыть. Деньги нерезидентов тоже в основном окучивают "голубые фишки". Возникает вопрос: разве их число недостаточно для экономики, и есть ли необходимость в искусственной стимуляции середнячков, скажем административными или иными методами? Управляющий директор ИК "Тройка Диалог", председатель совета директоров НП "Фондовая биржа РТС" Жак дер Мегредичян, считает, что российских "голубых фишек", в принципе, достаточно. Однако, по различным оценкам, в элитном клубе около 15 акций, тогда как индекс Dow Jones включает 30 "голубых фишек". Известно, что чем их больше, тем лучше для инвесторов, так как диверсификация начинается, когда в портфеле пакет различных ценных бумаг, и ценовые колебания отдельных инструментов могут нивелироваться другими ценными бумагами.
"Специфика российского рынка такова, что если у нас что-то растет, то растет все, если что-то падает, то падает все, - говорит президент Депозитарно-клиринговой компании Игорь Моряков.- И формально наличие большого количества ценных бумаг на данный момент не настолько критично". Тем не менее, он считает, что для ПИФов, инвестфондов, которые вкладывают денежные средства частных инвесторов, наличие большего количества инструментов, скажем, больше 20, было бы еще лучше. Сейчас идет очень большой рост денег, которые направляются на фондовый рынок, в акции и облигации. С другой стороны, на рынок будут приходить новые игроки, готовятся размещения средних компаний, и аналитики считают, что для инвесторов важно не только вкладывать средства в "голубые фишки", а просто - в перспективные компании, в разные сектора. В ближайшее время прогнозируется ускорение процесса, все больше эмитентов будут выходить на рынок и тем самым для инвесторов будет больше выбора. Так, ожидается объединения "Башнефти" с несколькими компаниями, в авиационной отрасли - компаний "Иркут" и "МиГи Сухого".
Эксперты сходятся на том, что компании становятся "голубой фишкой" тогда, когда есть совпадение желаний инвесторов и их менеджмента. В случае, если компания сама стремится войти в список бумаг, пользующихся повышенным спросом, то тогда она должна предпринимать необходимые действия, в частности, переходить на прозрачные принципы корпоративного управления, проверку своей отчетности ведущими бухгалтерскими и аудиторскими фирмами. Что касается искусственной стимуляции административными методами, то в России по существу механика и опыт выращивания blue chip еще не сложились. Хотя РТС для активизации торговли акциями второго эшелона ввела понятие биржевых специалистов и результаты ощутимы, это, скорее, процесс поддержки эмитентов в раскручивании ценной бумаги торговой площадкой. Что, в принципе может помочь созданию "голубой фишки", но необходим комплекс мер, и компаниям стоит рассчитывать, прежде всего, на самих себя.
Участие государства вряд ли поднимет вес акции в глазах инвесторов, так как его присутствие в капитале крупных корпораций, скажем, "АвтоВАЗа" или "Аэрофлота", не является методом создания "голубой фишки" (хотя такие намерения могут иметь место). Или, по крайней мере, одного только участия государства будет недостаточно.Все равно придется позвать инвестбанк, подумать о выводе на фондовую биржу, исправлять при необходимости ситуацию в корпоративном управлении.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 18 мая 2006, 12:34
|