Ослабление доллара против евро мутит воду на европейских биржах. Такой скачок - в начале мая евро торговался в области $1.28 против $1.18 в январе - не сулит европейским предприятиям, зависящим от американских рынков сбыта, ничего хорошего. Этот фактор лишь усиливает волатильность на мировых площадках. Конечно, дело не в силе евро, а в слабости доллара. Однако можно выделить два ключевых фактора, оказывающих наиболее заметное влияние на пару евро/доллар. Один из них - это разница в доходности по 10-летним облигациям в США и Европе. До последнего времени эта разница составляла около 110-115 базисных пунктов (в пользу американских долговых бумаг), что оказывало доллару серьезную поддержку.
Однако за последние два месяца ситуация несколько изменилась. Разрыв перестал увеличиваться и, кажется, стабилизировался на уровне 100 базисных пунктов. Несмотря на то, что перевес по-прежнему весьма приличный, отношение к доллару явно изменилось. И, поскольку дифференциал доходности является циклическим фактором, в поле зрения рынков появился и структурный фактор, а именно дефицит текущего счета в США. Эта проблема всегда была излюбленным аргументом медведей. Масштаб дефицита, будь он слишком большой, или слишком маленький, оценивается, в большей степени, дискретно. Поэтому наиболее важным является другое - способы его финансирования.
Суть в том, что до последнего времени с этим не возникало никаких проблем, поскольку с этой задачей с успехом справлялись иностранные инвесторы, покупавшие американские долговые ценные бумаги. Четвертый квартал прошлого года стал неприятным исключением в этом отношении, при этом некоторые опережающие индикаторы рисовали весьма мрачную картину и на первый квартал. Экономисты S&P полагают, что для доллара долгосрочный прогноз остается медвежьим, при этом они называют уровень $1.43 по паре евро/доллар к концу 2007 года. Однако не всякий дефицит плох. Для сравнения возьмем Германию и США. В Германии сейчас профицит текущего счета, но в основе этого профицита лежит нежелание потребителей тратить средства. Они не привлекают большое количество импорта.
В США складывается прямо противоположная ситуация, поскольку американские инвесторы тратят без оглядки. Объемы импорта неуклонно растут, создавая огромный дефицит. Добавим к этому процентную ставку и движения доходов и получим дефицит текущего счета. С одной стороны, устойчиво высокие потребительские расходы не могут не радовать, но с другой стороны, они ведут к формированию дефицита. В свою очередь в Германии не довольны низкими расходами потребителей, одним из следствий которых является профицит текущего счета. Таким образом, вопрос о плохом и хорошем дефиците сводится к способности страны его финансировать. И если эта проблема решается, у инвесторов нет повода для беспокойства. В США все было хорошо до недавнего времени, когда в четвертом квартале мы все-таки увидели базовый балансовый дефицит. А это уже тревожный знак.
Конечно, нельзя просто показать пальцем и сказать: "Вот фактор, из-за которого возникли проблемы". Скорее всего, мы имеем дело с цепью взаимосвязанных событий, среди которых рост инфляции - немалый повод для беспокойства на рынке - укрепление евро, а также возможное ухудшение прогноза по росту Германии на 2007 год. Таким образом, за коррекцией стоят эти три фактора. Некоторые аналитики полагают, что еще рано говорить о том, что власть переходит в лапы медведей, а нисходящее движение европейских индексов не более чем коррекция. Возможно, это лето для европейских акций будет очень и очень сложным, равно как его ждут испытания и в 2007 году. Однако, несмотря на рост доходов в 11,5 раз, рынок остается дешевым. Кроме того, фундаментальные предпосылки также обнадеживают. Однако не ждите, что они скажутся на динамике движения рынка уже завтра. Ситуация может осложниться повышением ставки Европейского Центрального Банка. Но если фундаментальная картина не испортится к осени, рынок может начать возвращать свои потери.
Источник материала Pro Finance Service, Inc.
Пятница, 2 июня 2006, 11:48
|