Польша, Чехия и Эстония являются наиболее привлекательными для западноевропейских инвесторов. Причина тому — географическая близость, налаженная инфраструктура и небольшие транспортные расходы. Развивающиеся Китай и Индию пока нельзя назвать важнейшими торговыми партнерами Западной Европы. Так же, как и Россию, несмотря на то что в ней компании из ЕС реализуют ряд крупных инвестпроектов.
Одной из крупнейших развивающихся экономик в ЕС является Польша. Она поставляет в Германию в первую очередь автомобили, станки и агрегаты, продукцию химической индустрии и комплектующие под конечную сборку. Возросшая покупательская способность привлекла в Польшу многочисленных сетевых ритейлеров — за Tesco, Metro и Praktiker последовал и Aldi Nord. Польскую границу "перешли" уже примерно 7 тыс. малых и средних немецких фирм. За первые восемь месяцев 2006 года германский экспорт увеличился на 34%, до 18 млрд евро. И потенциал еще далеко не исчерпан. Преимущества страны очевидны: низкие трудозатраты и налоги, более продолжительный рабочий день, привлекательные цены на многие виды сырья и большой внутренний рынок. Свою роль играет и географическая близость: от Варшавы до Франкфурта-на-Майне меньше двух часов полета.
В центральной части Польши, в районе Лодзи, сконцентрировались производители бытовой техники, прежде всего Bosch, Siemens и итальянская Merloni. Окрестности города Тыхы близ Катовице превратились, благодаря заводам FIAT и Opel, в центр автомобилестроения. Вслед за сборочными предприятиями в регион пришли поставщики комплектующих — Delphi, Magneti Marelli и Teksid. Компания Isuzu первой начала производить здесь дизельные двигатели. Затем появились Volkswagen, General Motors и Toyota.
В 14 особых экономических зонах Польши существуют инвестиционные и налоговые льготы. До 2017 года действуют такие условия: до 50% первичных инвестиций, как правило, могут быть освобождены от налогообложения. А для средних предпринимателей — даже до 65%. Кроме того, в 2007—2013 годах из фондов Евросоюза в Польшу будет направлено более 60 млрд евро. На осуществление транспортных и экологических проектов в 16 административных округах (воеводств) Польша получит примерно 16 млрд евро.
Движущей силой экономики другого крупного партнера Западной Европы, Чехии, является производство автомобилей и автозапчастей. Оно составляет одну пятую часть всего промышленного производства страны. Первым в страну пришел концерн Volkswagen, купивший в начале 90-х годов автопроизводителя Skoda Auto. За ним последовали совместные проекты Toyota, Peugeot, Citroen и Hyundai. Не за горами время, когда ежегодный объем выпуска автомобилей превысит в Чехии 1 млн штук. Эта перспектива привлекает производящие автокомплектующие фирмы и способствует развитию связанных с ними отраслей — машиностроения, электроники, промышленности переработки резины и искусственных материалов. То, что Чехия входит в правовое пространство ЕС, придает смелости шагнуть через границу даже малым европейским фирмам.
Так же, как и в Польше, большие надежды в Чехии возлагают на финансирование со стороны Евросоюза. В 2007—2013 годах ЕС должен предоставить 27 млрд евро, из которых свыше 10 млрд евро — на транспортные и экологические проекты.
Восточный форпост Евросоюза — Эстония — также вполне неплохо с экономической точки зрения выглядит для западноевропейцев. Германский капитал работает в первую очередь в сфере газоснабжения (E.ON Ruhrgas), производства стройматериалов (HeidelbergCement), в финансовом и морском секторах. Важное место занимает также переработка древесины.
Однако работающие в Эстонии немецкие предприниматели столкнулись с неожиданной проблемой. "Не хватает специалистов", — жалуется Ян Реберг из рекрутингового агентства HR factory в Таллине. По мнению Кристофа Хамкенса, возглавляющего фирму по производству и продаже сельскохозяйственной техники, "эстонский потенциал часто переоценивают", поэтому он часто приглашает квалифицированных сотрудников и через немецкие HR-агентства.
Handelsblatt
ИНГА КЕЛЬКЕНБЕРГ,
ХАЙКО ШТАЙНАХЕР
Источник "РБК-daily"
Вторник, 20 февраля 2007, 18:01
|