Южнокорейская газовая корпорация Kogas на днях провела очередные переговоры с "Газпромом" по вопросу поставок российского газа. Речь идет в том числе о строительстве газопровода, который с 2012—2013 года будет транспортировать в Южную Корею 10 млрд куб. м газа ежегодно. Ранее руководство Kogas заявляло, что для обеспечения стабильности поставок газа собирается обменять часть своих активов на некоторые активы "Газпрома". Однако вчера, на следующий день после переговоров с российской компанией, Kogas неожиданно сообщила, что отказывается от идеи обмена, поскольку считает ее теперь экономически нецелесообразной. Впрочем, аналитики полагают, что для самого "Газпрома" активы Kogas не столь интересны, чтобы менять на них свои доли в каких-либо проектах.
Компания Kogas является крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа (СПГ), 62% акций компании принадлежат государству. В 2006 году чистая прибыль Kogas составила 240,5 млрд корейских вон. Компания владеет тремя терминалами по приему СПГ.
Осенью 2006 года "Газпром" осуществил первую поставку СПГ в Южную Корею. СПГ в объеме 145 тыс. куб. м (около 92 млн куб. м природного газа) был приобретен "Газпромом" у компании Mitsubishi Corporation и поставлен на корейский регазификационный терминал Pyeongtaek. В дальнейшем "Газпром" планирует поставлять в Южную Корею СПГ собственного производства, а также развивать поставки трубопроводного газа.
Соглашение о строительстве газопровода Kogas и "Газпром" подписали в октябре 2006 года. Как отмечал тогда глава "Газпрома" Алексей Миллер, стороны намеревались рассмотреть два основных варианта прокладки трубопровода — морской и сухопутный. Впрочем, как вчера сообщил РБК daily источник в "Газпроме", российская и корейская компании до сих пор не определили ни маршрут газопровода, ни его ресурсную базу.
Недавно представитель Kogas заявлял, что в Южную Корею может пойти газ с Ковыктинского месторождения, однако второй зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков выразил сомнение в возможности такого варианта, отметив, что полноценная добыча газа на Ковыкте не может быть начата ранее 2015 года. Впрочем, аналитик ФК "Уралсиб" Евгения Дышлюк не исключает, что "Газпром" может ускорить разработку Ковыкты, если решит вновь привлечь к этому проекту компанию ТНК-BP, продавшую свою долю в операторе месторождения газовому монополисту в июне. Помимо Ковыкты ресурсной базой для газопровода в Южную Корею могут стать другие месторождения Сибири, а также газ Сахалина, добавляет г-жа Дышлюк.
Kogas неоднократно проявляла интерес к российским проектам. В 2003 году компания участвовала в разработке ТЭО Ковыктинского месторождения, а позднее заявляла о намерении развивать деятельность на Сахалине. При этом в Kogas отмечали, что хотели бы обменяться некими активами с "Газпромом". Однако, как говорит источник в "Газпроме", российская компания не рассматривала возможности такого обмена. При этом опрошенные РБК daily аналитики затрудняются назвать какие-либо активы Kogas, которые были бы интересны "Газпрому". Евгения Дышлюк подчеркивает, что "Газпром" заинтересован прежде всего в мощностях по сжижению природного газа, тогда как Южная Корея не входит в число крупных производителей СПГ, а является его импортером.
Впрочем, директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин не исключает, что переговоры по обмену активами между "Газпромом" и Kogas все же могли иметь место. Однако, по мнению эксперта, доли в российских проектах скорее всего оказались для Kogas слишком дорогими. Кроме того, корейская компания могла посчитать не очень выгодным вкладывать сейчас средства в добычу газа именно сейчас, решив подождать несколько лет, добавляет г-н Корчемкин.
АНАСТАСИЯ КРАСИНСКАЯ
Источник "РБК-daily"
Четверг, 26 июля 2007, 14:40
|