Гидрогенерирующая компания готовится ввести на юге России более 2,5 ГВт новых энергомощностей. В рамках инвестиционного форума "Сочи-2007" ГидроОГК подписала соглашение о намерениях с Национальным агентством прямых инвестиций (НАПИ), которое готово найти на их строительство 110 млрд руб. Реализация только этих проектов до 2020 года сократит энергодефицит Южного федерального округа (ЮФО) почти на 20%.
По сообщению пресс-службы ГидроОГК, соглашение предусматривает проработку проектов строительства десяти ГЭС и ГАЭС (гидроаккумулирующих станций) в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии — Алании, Краснодарском крае, а также восьми малых ГЭС. "ЮФО для нас очень перспективный регион, — объясняют в компании интерес к проектам. — Здесь нет возможности строить крупные ГЭС, как в Сибири или на Дальнем Востоке, но потенциал для строительства малых (до 25 МВт) и средних ГЭС (до 100 МВт) очень большой".
Как рассказали РБК daily в НАПИ, общий объем вводов составит более 2,5 ГВт. Привлечением средств инвесторов будет заниматься агентство. В НАПИ уточнили, что на 2007 год деньги уже есть. Представитель агентства рассказал, что объем вводов в Кабардино-Балкарии составит 315 МВт, в Карачаево-Черкесии — 250 МВт, в Северной Осетии — 357 МВт, в Краснодарском крае — 735 МВт, в Дагестане — 920 МВт. В агентстве отметили, что уже в 2008 году планируется ввести Кашхатау ГЭС, последние вводы в рамках соглашения — каскад ГЭС на реке Баксан — состоятся в 2020 году.
ГидроОГК и НАПИ планируют организовать финансирование проектов на принципах государственно-частного партнерства. "Ряд российских и зарубежных компаний проявляет интерес к этим проектам", — сказал представитель агентства.
Эксперты считают такой механизм разумным. "Серьезных рисков у частно-государственного партнерства для частной его составляющей нет, — полагает Дмитрий Терехов из ИК "Антанта Капитал". — Обычно государство берет на себя самую нерентабельную инфраструктурную часть (строительство дорог, подъездных путей, подготовку зоны затопления), делая рентабельным основной проект. На долю частных инвесторов приходится строительство собственно ГЭС".
Однако риски тоже есть. "Они связаны с ролью и правами частного собственника, — говорит руководитель аналитического отдела ИФК "Алемар" Василий Конузин. — Случаи с Ковыктой, ЮКОСом, "Сахалином-2" показывают, что государство приемлет только доминирующее положение в проекте, и пока явных и ярких примеров обратного встречается мало". По его мнению, наиболее приемлемой формой в случае со строительством ГЭС на юге может стать механизм гарантированных инвестиций (МГИ), когда частному участнику проекта возмещаются затраты с некоторой заложенной заранее нормой прибыли. "Вопрос может решить и отмена водного налога, что поможет быстрее окупить частные инвестиции, а также более высокая рентабельность ГЭС, в разы превышающая рентабельность теплостанций".
На сегодняшний день юг России энергодефицитен. Часть необходимой электроэнергии импортируется из объединенной энергосистемы центра и Урала. По генеральной схеме размещения энергообъектов для ликвидации дефицита к 2020 году в ЮФО планируется построить около 13,3 ГВт новых мощностей. Таким образом, соглашение ГидроОГК с НАПИ обеспечит почти 20% этих вводов.
"ГидроОГК, безусловно, сыграет значительную роль в преодолении энергодефицита в ЮФО, — говорит г-н Терехов. — Но сроки строительства ГЭС относительно длинные, и в ближайшие два-три года они вряд ли успеют построить много, а дефицит придется закрывать тепловой и атомной генерацией (два блока Волгодонской АЭС)".
AНДРЕЙ УСПЕНСКИЙ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 25 сентября 2007, 11:27
|