|
| |
Фундаментальный анализ – это исследование финансового
и экономического состояния компании и оценка ее будущих перспектив. При
этом не рассматривается история изменения цены акций на фондовом рынке,
хотя цена акции является важным показателем при фундаментальном анализе.
Основной целью фундаментального анализа является определение реальной
стоимости предприятия в данный момент и прогнозирование возможных изменений
этой стоимости в будущем.
На практике достаточно широко применяются несколько методов
определения рыночной стоимости акций компаний или компаний в целом. К
ним, в частности, относятся метод рыночных коэффициентов и метод дисконтированного
денежного потока.
|
Основные коэффициенты, используемые для сравнительной оценки акций | |
Фундаментальный анализ включает использование набора
индикаторов, с помощью которых можно выявить ключевые финансовые характеристики
компаний в каждом секторе. У каждой отрасли или сектора экономики свои
индикаторы. Например, при сравнительном анализе нефтедобывающих компаний
используются такие показатели как капитализация/запасы и капитализация/добыча.
Для компаний энергетики важнейшими показателями являются капитализация/установленная
мощность и капитализация/производство электроэнергии, а для компаний связи
– отношение капитализации к количеству установленных телефонных линий.
Для сравнения компаний одной отрасли широко используется
показатель P/E – результат деления рыночной цены акции на чистую прибыль
на одну акцию. Держатель акции является владельцем части компании,
и величина P/E показывает, сколько он готов платить за причитающуюся ему
долю в будущей прибыли. Конечно же, при прочих равных условиях предпочтительным
является приобретение акций компании с меньшей величиной P/E. Однако часто
более высокое значение P/E для одной из двух сходных компаний может быть
обусловлено, например, лучшими перспективами роста ее объема продаж и
прибыли.
Рынок ценных бумаг – это рынок ожиданий, участники которого
ориентируются не только на текущие показатели, но и на будущее. Большая
величина P/E говорит о том, что инвесторы ожидают значительный рост прибыли
в будущем. Если же по какой-либо причине будущая прибыль компании связана
с большой неопределенностью, величина P/E для этой компании, вероятно,
будет ниже. Величину P/E компании можно сравнивать со среднеотраслевыми
значениями и показателями предприятий-аналогов.
Приобретая акции, инвестор становится владельцем доли
в собственном капитале компании и рассчитывает на его увеличение. Реальное
увеличение собственного капитала компании осуществляется за счет чистой
прибыли, остающейся после выплаты дивидендов. Российские же предприятия,
по принятым нормам бухгалтерского учета, помимо дивидендных выплат отчисляют
средства из чистой прибыли в фонд потребления. Таким образом, понятие
чистой прибыли в российской бухгалтерской отчетности является несколько
условным.
Также для сравнительной оценки используется отношение
капитализации к объемам продаж (P/S). Объем продаж является важной
величиной, так как без роста продаж компания не может в течение продолжительного
времени обеспечивать рост прибыли. Высокое значение P/S предполагает оптимистические
ожидания инвесторов относительно будущего роста выручки и, соответственно,
прибыли компании. Во многих случаях объемы продаж российских компаний
искажены из-за широкого распространения неденежных форм расчетов.
Для сравнения рыночной стоимости компании с ее балансовой
стоимости используется отношение капитализации к собственному капиталу
(P/BV). Собственный капитал равен разности между величиной активов
компании и ее обязательств. Необходимо иметь в виду, что размер собственного
капитала, указанный в балансе, представляет собой историческую величину,
определенную посредством оценки при приватизации и возможных последующих
переоценках. Эту величину нельзя считать точно отражающей стоимость компании.
Следует подчеркнуть, что использование этих коэффициентов
имеет смысл только при сравнении их с показателями других компаний, а
также при анализе их динамики. Лишь на основе расчета коэффициентов невозможно
сказать, что та или иная компания недооценена или переоценена рынком.
При оценке компаний с помощью сравнительного анализа коэффициентов рыночной
стоимости необходимо учитывать такие факторы как финансовая устойчивость,
рентабельность, перспективы роста и другие.
Одним из часто использующихся аргументов в пользу покупки
российских акций является утверждение о том, что акции большинства
российских компаний “недооценены”. Действительно, по показателям
рыночной оценки активов российские компании выглядят привлекательно
по сравнению с аналогичными компаниями в мире, что стало одним
из основных факторов, способствующих интересу к России со
стороны зарубежных инвесторов. Например, уровень рыночной
капитализации запасов российских нефтяных холдингов составляет
около 0,5 доллара за баррель по сравнению с 5 долларами для
западных компаний. Однако низкая оценка активов российских
компаний во многом объясняется значительно более низкой эффективностью
их деятельности. Кроме того, существуют очень значительные
политические и инфраструктурные риски.
|
|
|
Метод дисконтированного денежного потока | |
Акции большинства российских компаний не являются предметом
широких публичных торгов, что затрудняет определение их реальной рыночной
стоимости. Среди альтернативных способов оценки чаще всего используется
метод дисконтированного денежного потока. Данный метод базируется
на допущении, что стоимость компании равна дисконтированной к настоящему
времени сумме потоков свободных денежных средств, которые эта компания
будет генерировать для инвестора в будущем. Поток свободных денежных средств
в широком смысле может быть определен как поток денежных средств от операций
компании, который не подлежит реинвестированию. Метод дает оценку того,
какую стоимость имеют будущие потоки денежных средств сейчас. Ставка дисконтирования
учитывает степень риска, связанного с инвестициями в акции данной компании.
Иными словами, в роли ставки дисконтирования выступает требуемая инвесторами
ставка дохода на капитал, вложенный в сопоставимые по уровню риска объекты
инвестирования.
Этот метод широко используется как при оценке компаний,
так и при анализе инвестиционных проектов. Основная трудность данного
метода связана с прогнозированием денежного потока компании. Кроме того,
довольно сложно с хорошей точностью определить ставку дисконтирования,
от которой в значительной степени зависит расчетная стоимость. Вследствие
этого, с помощью данного метода можно лишь приблизительно оценить стоимость
компании.
|
Фундаментальный анализ: Заключение | |
При анализе компаний используется вся доступная информация.
В первую очередь изучается финансовая отчетность: баланс, отчет о финансовых
результатах и отчет о движении наличных средств. Целью анализа отчетности
является определение структуры активов компании, степени рентабельности
бизнеса, величины и степени ликвидности оборотного капитала, способности
обслуживать долг и т.п. На основе данных финансовой отчетности рассчитываются
важнейшие показатели деятельности компании для различных периодов времени,
и затем анализируется динамика их изменения.
Балансовый отчет содержит в себе информацию об активах,
обязательствах, акционерном капитале компании на отчетную
дату.
Отчет о финансовых результатах включает сводные показатели
объемов продаж, затрат, прибыли, налогов, полученных или уплаченных
за отчетный период.
|
|
Грамотный фундаментальный анализ не ограничивается только
изучением финансовой отчетности и использованием численных методов оценки
компаний. Большое внимание уделяется анализу сильных и слабых сторон компании,
изучению рынков сбыта и сравнению с конкурентами, оценке качества управления
и других факторов, способных оказать влияние на состояние предприятия
и, как следствие, на его инвестиционную привлекательность. Во многих случаях,
даже в условиях развитых рынков, где обычно гораздо проще получить достоверную
информацию, важную роль играет личное посещение изучаемой компании.
|
Российская специфика – ограниченная полезность стандартных методов анализа | |
Следует иметь в виду, что методы фундаментального анализа
были разработаны и наиболее эффективно используются в условиях развитых
рынков. История российского рынка ценных бумаг насчитывает лишь несколько
лет, да и вся страна переживает продолжительный период перехода от административно-командной
к рыночной экономической модели. В результате этого, аналитикам приходится
иметь дело с недостатком надежной финансовой документации, ограниченным
статистическим материалом, трудностью прогнозирования деятельности предприятия,
связанной с общей экономической и политической нестабильностью в стране.
В этих условиях численные методы анализа стоимости компаний неизбежно
дают большую погрешность. Поэтому не следует ограничиваться лишь использованием
этих методов, хотя полученные с их помощью результаты, конечно, следует
принимать во внимание при принятии решения.
Другим подходом к изучению фондового рынка является технический
анализ, связанный с изучением динамики цен на акции, объемов
их продаж, спрэдов и других рыночных индикаторов. На основе
графиков и диаграмм делается прогноз цен. Фактически, с помощью
технического анализа пытаются определить наиболее благоприятное
время для сделки с ценными бумагами. Технический анализ может
быть полезен на рынке активно торгуемых высоколиквидных акций,
когда доход непосредственно зависит от скорости действий оператора
в момент перелома тенденций. (Существуют специальные программные
продукты, которые могут эффективно работать с использованием
данных РТС в режиме реального времени.)
Технический анализ может дать прогноз поведения акций на
день или неделю, однако он никогда не скажет, что произойдет
с акциями компании через год или несколько лет. Поэтому технический
анализ может быть максимально полезен для фондового спекулянта,
а фундаментальный – для инвестора, ориентирующегося на долгосрочное
вложение средств, который в российских условиях часто выбирает
менее ликвидные акции. Такому инвестору важно иметь представление
о потенциале роста, гипотетическом “потолке” курсовой стоимости,
“высота” которого зависит больше от производственно-финансовых
и других характеристик компании, отрасли и т.д., чем от прошлых
тенденций в динамике цен.
|
|
:: Следующая глава
:: Содержание ::
|
|
|
|
|