финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Сотовая связь

    Для российского рынка мобильной связи заканчивается путь экстенсивного развития, он близок к насыщению по основным параметрам и потому находится в состоянии некоторой нервозности. Сегодня перед ритейлерами сотовой аппаратуры и операторами подвижной связи встает вопрос дальнейшего развития при сохранении высоких финансовых показателей, к которым они привыкли.

    По сведениям Мининформсвязи России, на конец февраля 2006 года количество абонентов сотовой связи в нашей стране приблизилось к 130 млн, то есть "мобилизировано" оказалось почти все население страны, включая грудных младенцев. Число пользователей на 100 жителей, или так называемый уровень проникновения сотовой связи, составляет, по различным оценкам, от 87% до 89%, а к 2008 году ожидается полный, 100-процентный, охват. В связи с этим стратегия сотовых компаний должна меняться, так как падение роста рынка в ближайшие два года, по прогнозам Мининформсвязи, может составить 14-15% по сравнению с 2004-2005 годами (с 20% до 5-6%). Согласно расчетам специалистов министерства, ежегодный прирост объема доходов от услуг сотовой связи в 2007-2008 ожидается на уровне 20 млрд руб., тогда как в 2005г. он составил 70 млрд руб., а в 2006-м ожидается на уровне 60 млрд.

    Однако с пессимистическим сценарием развития согласны не все участники рынка, и, что интересно, они оспаривают цифры тотальной "мобилизации". "В отличие от операторов, мы оцениваем реальный уровень проникновения значительно ниже, то есть на начало 2006 года он был около 57%", - сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" президент компании "Евросеть" Элдар Разроев.

    30-35-процентный "зазор" эксперта, кстати, немногим расходится с расчетами Мининформсвязи - 60-70%, а не почти 90%, согласно отчетной статистике компаний о числе проданных sim-карт. Кроме того, аналитики считают, что распухшие объемы клиентской базы некоторых компаний содержат до 20-25% так называемых "мертвых душ" или "нарисованных" абонентов - людей имеющих sim-карты, но активно не пользующихся ими или вообще их не использующих, а также не соответствующей действительности отчетности о числе абонентов. Сейчас компании стремятся избавляться от балласта, используя различные методики для чистки своих баз.

    Если исходить из "оппозиционных" данных, то получается, что у рынка сотовой связи есть еще немалые возможности и для расширительного, то есть экстенсивного, роста, в том числе за счет регионов, так как, с учетом особенностей географии страны, не очень верится в почти полный "мобилизационный" охват ее населения. Правда, количественный рост если еще и возможен в ближайшие несколько лет, то до определенного предела, так как насыщение рынка можно только отодвинуть, но оно все равно неизбежно, и такой путь уже проходили все развитые страны. По зарубежному опыту, потери от снижения темпов роста компенсируются расширением спектра дополнительных сервисов, предоставляемых сотовой связью, так называемых неголосовых услуг или VAS - Value Added Services, включающих Интернет, SMS-сообщения, e-mail, фото, видео, MMS, широкий выбор игр, определение местоположения абонента и многое другое.

    Проторенным путем от количества к качеству, впрочем, уже идут почти все российские сотовые компании, правда, с разной степенью интенсивности. Так, по словам другого собеседника телеканала РБК - генерального менеджера московского региона компании "Вымпелком" Дмитрия Плесконоса, доля неголосовых услуг пока невелика - 15% от всей выручки мобсвязи. Эксперт считает, что в продвижении VAS должна быть взаимосвязь всех сегментов рынка, например, очень многое зависит от контент-провайдеров, способных предложить разнообразные неголосовые сервисы, а также от поставщиков телефонных аппаратов, с точки зрения поддержания техникой той или иной услуги.

    Вместе с тем эксперты отмечают, что и основное предназначение связи сбрасывать со счетов еще рано. Рынок голосовых услуг имеет достаточно большие перспективы, поскольку ежемесячно количество минут, которые проговаривает среднестатистический абонент в России, составляет около 100, а в Европе - 150-200 минут (более 100 - в Германии, 200 - в Великобритании и т.д., а в США этот показатель почти достигает 600 минут). В то же время, Э. Разроев полагает, что у сотовых операторов в период 2008-2010 годов может возникнуть серьезная проблема, особенно с получением лицензий на связь третьего поколения (3G), когда доход от голосовых услуг будет близок к себестоимости. Поэтому, чтобы экономика операторов была успешной, им надо развивать VAS-контенты, считает глава "Евросети".

    Отразятся ли благоприятно пертурбации сотового рынка на пользователях? Ведь, по логике, должна возрасти борьба за клиента, чтобы он купил более дорогой телефон или даже несколько, подключился к как можно большему числу услуг и т.д. Также на Западе существует практитка, когда при подключении на определенных условиях клиент получает телефон бесплатно. Однако эксперты говорят, что в наших условиях дальше идти навстречу потребителю пока некуда: достаточно низкая стоимость переговоров, низкая стоимость на неголосовые услуги, и на данный момент операторы не могут из своих доходов дотировать покупку телефона. По итогам 2005 года среднемесячная выручка в расчете на одного абонента (ARPU) по московскому региону составила 12-13 долл., что меньше, чем в предыдущие годы. Пока операторы не смогут компенсировать падение доходов от ARPU другими услугами, прежде всего, неголосовыми, им будет сложно найти средства для маркетингового маневра.

    В 2006 году по сравнению с предыдущим годом продажи мобильных телефонов и аксессуаров вырастут, полагают эксперты, но незначительно - 10-15% в целом по рынку. Покупателям все более интересны дорогие телефоны, поскольку потребительское кредитование делает их более доступными для широких слоев населения. Кроме того, идет повторная покупка телефонов, и этот фактор тоже существен в продажах. У операторов повысится рост реального проникновения - более 65%, и продолжится укрупнение рынка, которое приведет к тому, что на нем останутся около пяти крупных транснациональных игроков. Они-то в итоге и будут определять его стратегию.
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Вторник, 11 апреля 2006, 16:09

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы