Обвал на фондовом рынке к осени может спровоцировать банковский кризис. Такой будет расплата за игру на рынке ценных бумаг как самих банков, так и их заемщиков, считают в "Интерфакс-ЦЭА". Другие эксперты панических настроений не разделяют.
Возможный кризис плохих кредитов — излюбленная тема экспертов. Просроченная задолженность по потребкредитам угрожающе быстро растет. Даже ЦБ признавал, что ее истинный показатель может сильно превышать официально заявленные 2%.
Но этот кризис разразится не ранее чем через год, а уже к осени банковская система может столкнуться с другими, не менее болезненными потрясениями, опасается гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. Причина — коррекция фондового рынка.
Рост рынка во многом спровоцирован притоком спекулятивных капиталов из-за рубежа. Если иностранцы решат зафиксировать прибыль, они могут продать бумаг более чем на $20 млрд и вывести деньги из страны. Это вызовет нехватку рублевых ресурсов на рынке. Подобное было весной 2004 г., когда систему покинуло около $9 млрд, напоминает Матовников. Ставки на межбанке росли, а затем банки почти свернули кредитование друг друга.
С тех пор фондовый рынок вырос более чем вдвое — до $600 млрд. Отток $20 млрд ему не страшен, убежден главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. К тому же кризис 2004 г. спровоцировал не отток капитала, а начало кампании по борьбе с отмыванием. В группе риска оказались контрагенты многих банков, что вызвало цепную реакцию на рынке по закрытию лимитов, вспоминает директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.
Но не только иностранцы, но и сами банки "разгоняли" фондовый рынок, предупреждает Матовников. Причем не столько за счет собственных вложений, сколько за счет кредитов, которые в конечном итоге пошли на покупку акций. В подобные операции были вовлечены и крупнейшие банки (например, кредит Сбербанка "Нафта-Москве" на покупку акций "Газпрома"), и небольшие, вспоминает Матовников. А многие граждане становились пайщиками фондов за счет полученных ранее потребкредитов, добавляет он. На вложения банков в ценные бумаги приходится немногим более 2% их совокупных активов, поэтому падение фондового рынка не угрожает серьезными потерями, говорит исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. Какую долю в их кредитных портфелях могут составлять ссуды, в итоге поступившие на фондовый рынок, опрошенные "Ведомостями" эксперты оценить затруднились. Но она несущественна, поскольку большинство займов целевые и банки за этим следят, резюмирует Лепетиков. Уровень контроля за рисками в банках вырос после 2004 г., спокоен зампред ЦБ Геннадий Меликьян.
Но проблем не избежать, настаивает Матовников. Ведь падение котировок не только затруднит погашение выданных кредитов, но и обесценит акции, находящиеся в залоге у банков. А значит, подорвет качество их кредитных портфелей. Усугубить ситуацию может рынок недвижимости — взлет цен на нее уже привел к падению числа сделок. И получается, что заложенные объекты недвижимости реализовывать сложнее. Поэтому от банков может потребоваться пролонгация ранее выданных кредитов, что также ухудшает их ликвидность, продолжает Матовников.
Привлечь ресурсы от своих коллег в такой ситуации удается немногим. Видя растущую напряженность на рынке, банки предпочитают оставлять деньги у себя и терять доходность, вспоминает Матовников. Как много будет пострадавших и сколь глубоким может оказаться кризис, эксперт прогнозировать не берется. Однако к группе риска он относит средние банки, список которых начинается за рамками тридцатки крупнейших.
Зампред правления Инвестсбербанка Евгений Егоров убежден, что угроза не так сильна. Именно после событий 2004 г. банки стали проводить операции репо (краткосрочное кредитование под залог ценных бумаг), и на такие операции приходится основной объем межбанковских кредитов. Если же котировки бумаг опустятся, можно будет увеличить объем операций, резюмирует Егоров. Не стоит так драматизировать ситуацию, согласен зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Даже если будет отток средств нерезидентов, то вряд ли он будет масштабным. К тому же уровень ликвидности достаточно высок — только на счетах в ЦБ банки держат около 600 млрд руб., подчеркивает Меликьян.
Комментарий "Профит Хауз":
У страха глаза велики.
Ждем затяжную коррекцию и без кризиса.
А на счет банковского сектора.... Я за него не отвечаю, пусть банковские специалисты скажут свое слово.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 19 мая 2006, 09:13
|